Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

19.06.2016 11:17 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 15.06.2016 г.

Ищем, находим, пробуем...

Автор: С. Майлыбаева-Нукова, Ногайский район

Источник фото:vk.com

Родной язык впитан с молоком матери.  Учитель несет большую ответственность перед обществом, потому что обучая детей  родному языку, он должен передать  не только знания, музыку родной речи, но и частичку своей души, своего сердца. Если я люблю свою профессию, значит, сделаю так, чтобы и мои дети полюбили мой предмет. Если считаю себя настоящим учителем, значит и мои ученики должны стать настоящими патриотами своего народа. Исходя из этих принципов, и строю свои уроки.

Гордо могу сказать: «Я счастлива, потому что я – Учитель родного языка».
Вот уже 25 лет работаю в Карагасской школе им. Кидирниязова Ногайского района. Учу, знакомлю детей с красотой ногайского языка, стараюсь донести до каждого сердца, что он – самый поэтичный...
Каждый урок стараюсь дать с пользой. Чтобы достичь цели, ставлю перед собой определенные задачи:
1. привитие интереса детей к изучению ногайского языка;
2. развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к ногайскому языку;
3. обогащение словарного запаса учащихся;
4. привитие интереса к фольклору ногайского народа;
5. кружковые занятия с талантливыми детьми;
6. развитие речи на занятиях театрального характера;
7. подготовка детей к олимпиаде по родному языку и литературе;
8. применение компьютерных технологий на уроках родной литературы;
9. проектные работы по родному языку и литературе.
Многолетний опыт работы с детьми показывает, чем больше отдаешь, тем больше получаешь, не бывает пустых стараний. Мечты осуществимы, если они исходят от сердца. Я никогда не сомневалась в выборе своей профессии, с детьми чувствую себя как птица в полете. Ведь только они, чистые души, могут оценить твой труд по достоинству. Многие спрашивают, как мне удается получать хорошие результаты на олимпиадах, выигрывать конкурсы, участвовать во многих конкурсах и конференциях с детьми. Отвечу: даю возможность ребенку осмыслить значение словосочетания «родной язык». Когда они приходят ко мне в кабинет родной литературы, я им говорю: «Сейчас вы вошли в святилище, оглянитесь вокруг, посмотрите на портреты ногайских писателей, вглядитесь в лица нашых батыров... Так вот знайте: они наши предки. Может среди них есть люди вашего тамга (рода). Пожалуйста, имейте уважение  к  истории, к культуре, обычаям и традициям». Уже с этого момента они понимают, что их связывает невидимая нить с прошлым, и начинают трепетно относиться ко всему, что происходит здесь.  
Уроки строю на полном взаимопонимании, даже  иногда даю детям возможность стать учителем родного языка, минут на 10-15. Как дети радуются, что им придется вести урок! Они начинают искать разные методы, формы, чтобы именно его урок отличился от других своим содержанием. Каждый открытый урок сопроваждается тематической презентацией, которую в основном делают сами ученики.
Ежегодно в школе проводится предметная научно-практическая конференция по родному языку, ученики принимают самое активное участие. Она завершается "круглым столом" учителей родных языков, с приглашением администрации школы, с последующим обсуждением результативности конференции. Темы работ разнообразны, они связаны с литературой, историей, культурой и бытом ногайского народа. Работы носят исследовательский характер и выполняются на высоком уровне, и при этом учащиеся показывают хорошее владение родного языка и компьютерных технологий.
В нашей школе есть все условия для преподавания и изучения родного языка, а так же для получения хороших знаний. Такая постановка работы дает достойные результаты на районных и республиканских олимпиадах. Тут идет уже индивидуальная работа с сильными учащимися. Для подготовки к олимпиаде смело использую «Ана тилден ой язбалар» («Сочинения по родному языку»). Этот сборник сочинений я разработала специально для детей с 5 по 11 классы, куда вошли почти все сочинения по произведениям авторов, которые изучаются по тематическому плану. Задача детей – не списывание готовых текстов сочинений, а осмысленное чтение и подготовка своего изложения материала.  Очень много «Золотых сборников сочинений» по русскому языку, а в ногайском языке это "первая ласточка", надеюсь, не последняя. Хорошим помощником учителя родного языка является  методическое пособие  «Занимательная грамматика на уроках родного языка», которое издано мною в 2007 году.
 Очень интересно проходят занятия по теме «Алфавит» в 5 классе, тут дети и по алфавиту строятся, имена свои пишут по алфавиту, пишут названия растений, животных, цветов, рыб, птиц на ногайском языке. Для этого им приходится обращаться к своим бабушкам, людям старшего поколения, чтобы обогатить словарный запас. Словарная работа ведется почти на каждом уроке, это и названия растений, книг, рек, гор и т.д.
Есть у нас в школе и тематическая газета «Тулпар»», что в переводе означает «Крылатый конь». «Искусство – свет души» – так называется стенгазета, где висят фотографии одаренных детей и их пробы пера. Эта газета периодически обновляется, что является стимулом для учащихся.
Особое внимание уделяю работам творческого характера: сочинение по картине, сочинение-размышление, перевод текстов с русского языка на ногайский и наоборот. Тут особо отличаются, конечно, члены поэтического кружка «Тулпар», которым легко справляться с заданиями творческого характера, потому что они учатся писать стихи, сочинения на литературных занятиях, проводимые у нас в каждый четверг. Самые активные члены кружка – это среднее звено, они учавствуют во всех школьных мероприятиях со своими стихами, ежегодно ездят со мной на республиканский слет юных журналистов, печатаются в газете «Орленок-Дагестан». «Тулпаровцы» не только пишут стихи, сочинения, они пробуют себя и в области актерского мастерства.  Мы инсценировали ногайские сказки, показали их в школе на внеклассных занятиях. Довольно часто бываем в детском саду «Алтын кус», малыши в восторге...
Ежегодно проходят недели родного языка, которые надолго остаются в памяти детей, конкурсы на лучшее чтение стиха, конкурс пословиц и поговорок, конкурс песен, викторины, игры. Замечу, наши дети особо любят конкурсы пословиц. Каждый ученик должен знать не менее 10-15 пословиц наизусть. Пословицы не только обогащают язык, но и учат жить и быть париотами своей родины, ценить то, что имеешь, уважать взрослых. Велика сила воспитательного  воздействия пословиц наших предков. Думаю, ребенок, знающий их, никогда не будет совершать проступки...
Как педагог я довольна, что в конце учебного года девятиклассники сдают экзамен по родному языку и литературе. Отличники учебы имеют возможность выпускать творческие альбомы о писателях, работниках культуры, или об обычаях, традициях своего народа, об истории народа и о многм другом. В кабинете родной литературы  накопилось более тридцати альбомов, которыми ученики пользуются во время уроков. Такой вид творческой работы компенсирует нехватку учебников. Как говорится: «Кто ищет, тот всегда найдет». Мы понимаем: только такая кропотливая работа может дать лучшие результаты. Потому из  года в год стараемся разработать новые методы творческого характера.
Ищем, находим, пробуем...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

112