Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.05.2016 06:52 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 22.04.2016 г.

Развитие творческих способностей детей

Автор: Д.П. Шахбанова
руководитель литературного кружка «Родничок», учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 3, г. Дагестанские Огни

Источник фото: http://vk.com

В современном обществе первоочередной задачей образования и воспитания является формирование гармонично развитой личности.

А.С. Макаренко утверждал, что у детей всегда должна быть перспектива увлекательных дел, радости узнавания, творчества. Эта система, осуществленная на практике, и должна привести к формированию гармонически развитого человека.
Несомненно, основным предметом в деле улучшения системы эстетического воспитания является литература. Это такое богатство, такие громадные возможности для воспитания личности!
Среди педагогов существуют различные мнения: одни утверждают, что литературу надо преподавать как историю литературы и литературоведение, другие считают, что к литературе надо относиться как к виду искусства. Поскольку я придерживаюсь второго мнения, то убеждена, что преподавание литературы с первого класса надо вести так, чтобы эмоционально зажигать детей, воспитывать у них вкус к хорошей литературе, желание самостоятельно читать. В нынешней программе по литературе на изучение творчества Льва Николаевича Толстого отводится 19 часов, текстуально изучаются отдельные отрывки из произведений писателя. Ученик «проглатывает» факты биографии автора, усваивает какие-то знания о его произведениях, но в большинстве случаев не приближаясь к его личности, не входя в его мир, мало что добывая для себя из его книг.
В настоящее время в современной школе существует серьезная проблема отношения учащихся к чтению: читать стали меньше, книги заменили компьютеры, поэтому речь учащихся не развита. Считаю, что для решения возникшей учебной проблемы необходимы нестандартные, оригинальные уроки и другие внеурочные занятия.
   Я являюсь руководителем литературно-творческого кружка «Родничок», цель которого – развить интерес к литературному творчеству, чтению художественной литературы. Ребята учатся видеть и слышать слово. Творчески одаренных детей немного, но, к счастью, они есть. Недавно на занятии мы обсуждали лучшую конкурсную работу моей ученицы Наили Джабраиловой, написанную ко Дню славянской письменности и культуры.

Мы должны тебя беречь, наша речь!

Чудесное наследство нам досталось,
Волшебное орудие времен.
При свете лучины труды писались
Усердными монахами порой.

Тысячелетиями народ наш создавал
Язык великий, гибкий и певучий.
Создали братья азбуку славян.
Мы благодарны за язык могучий!

«Ломоносов – наш университет»,
Так Пушкин называл его с любовью.
Из памяти мне строчки не стереть,
Гамзатовым написанные с болью:

«И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть»

Два языка со мною с колыбели:
Волшебный русский и родной язык.
На этих языках мне песни пели…
Язык пусть будет чистым как родник.

Язык – это душа народа.
Давайте вместе душу сбережем!
От того, что нам диктует мода,
Пока не поздно наш язык спасем!

Чудесное досталось нам наследство,
Волшебное орудие времен.
Язык наш будет вечен, коли с детства
Человек в него влюблен…

Вспомнила строки великой русской поэтессы А. Ахматовой: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»
К сожалению при современном падении интереса учащихся к русскому языку и чтению художественной литературы, это представляется все более и более проблематично. Очевидно, что необходим творческий подход при изучении литературы.
«Чтение художественной литературы воспитывает чуткость к эмоциональной окраске слова, помогает слову глубже проникнуть в духовный мир ребенка, сделать орудием его мышления», – писал В.А. Сухомлинский.
Сегодня школе трудно без участия родителей справиться с задачами эстетического воспитания. Если в семье не интересуются искусством, литературой, очень трудно работать даже самому талантливому педагогу. Между тем, к великому сожалению, родители в большинстве своем не считают себя причастными к художественному воспитанию своих детей. Совместные семейные посещения театра, кино, обсуждения телевизионных передач, фильмов, интересных книг очень редки в семьях.
Многие родители ссылаются на то, что у них нет специального образования, мало знаний – и спроса с них никакого быть не может. Совместное увлечение взрослого и ребенка творчеством, искусством помогают взаимопониманию: возникает та самая атмосфера заинтересованности, внутренней, духовной близости, которая так много может дать родителям для всестороннего воспитания сына или дочери. Ничто не заменит живого общения...
Так давайте же, дорогие родители, вместе с нами, учителями, развивать творческие возможности ребенка!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69