Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.03.2016 16:36 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 16.03.2016 г.

Авторитаризм в педагогике

Автор: К.Ю. Идрисов
педагог-психолог, МКОУ «Сертильская СОШ», Табасаранский район

Источник фото: http://infourok.ru/

Нередко в школе приходится сталкиваться с очень строгими учителями. У таких педагогов авторитарный стиль обучения, которому свойственны психологическое насилие и давление со стороны учителя в виде насмешек, придирок, порой и откровенных издевательств.

Тысячи детей становятся жертвами психологического давления со стороны учителей, которые остаются безнаказанными в силу того, что юридически нет оснований для его наказания. Да, к сожалению, наша современная правозащитная система не предусматривает наказание за насмешки и придирки, за моральные унижения и оскорбления. Из-за этого в ученике начинают развиваться многие комплексы, которые могут стать причинами психологических патологий и болезней.
Учитель, постоянно применяющий методы унижения личности, становится объектом ненависти. Такого учителя дети ненавидят и терпят только из-за страха наказания. Естественно, говорить о том, что такой учитель является авторитетом, даже не стоит. Авторитарным да, но не авторитетным. Как известно, дети следуют только за тем, кого они уважают и любят.
Для ребенка очень важно мнение учителя, особенно в раннем школьном возрасте. Порой ребенок даже начинает копировать своего учителя: его манеры, речь, походку. Естественно, если ребенок видит негативное отношение учителя к другим людям, то он, возможно, сочтет это нормой. Такой стиль отношений становится обычным и возможно даже необходимым. В доказательство этому мы часто слышим, как взрослые говорят, что надо временами применять физическое наказание к ребенку, так как, мол, их тоже в свое время наказывали в школе или дома. Многие считают, что это формирует характер. Характер-то формирует, но какой? Зверя в человеческом обличии или слабовольного существа?
Ребенок, испытавший на себе унижения и издевательства со стороны других, в большинстве случаев либо старается отомстить обществу, так как винит всех в его проблемах, либо становится слабовольным, пассивным и замкнутым человеком. Такой человек очень беден в эмоциональном плане и порой не формируется как личность. В ходе авторитарного стиля учителя ухудшается успеваемость детей, исчезает желание постигать новое.
Некоторые ученики пытаются противостоять такому воздействию, идут на конфликт, в результате их силы уходят на защиту от негативного воздействия педагога, вместо того, чтобы направить в нужное русло. Большинство детей теряют самостоятельность и уверенность в себе, с их стороны нередки проявления агрессии. Подобные дети являются лакомым кусочком для вербовщиков из всяких асоциальных групп.
В этой связи хочется обратиться к учителям, педагогам, да и ко всем, кто занят обучением и воспитанием детей, быть более гуманными, человечными по отношению к ученикам. Мы не должны забывать, что обязательно встретим то, что натворили.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

142