Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

25.02.2016 10:19 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 25.02.2016 г.

Наша Зина

Автор: М.А. Гасанов
директор Сурхачинской СОШ, Кайтагский район

Седую голову свою
К твоей руке я склоняю,
Учительница
Любимая моя!
Р. Гамзатов

О русских учителях слагали стихи дагестанские поэты, о них пишут в газетах и часто вспоминают. Их самоотверженный труд никогда не забудется! Есть и в нашем селении Сурхачи Кайтагского района русская учительница, которая снискала почёт и уважение сурхачинцев. Её поистине называют «Нушила Зина», что в переводе с даргинского языка означает «Наша Зина».

Говорят, есть среди нас люди, которые своим трудом и добрыми поступками заслужили, чтобы им поставили памятник уже при жизни.
«В жизни есть одно несомненное счастье жить для других», – писал Л.Н. Толстой. Это счастье испытала в Дагестане, вдали от своей малой родины и учительница русского языка и литературы Зинаида Андреевна Конюхова, за плечами которой 52 года педагогического стажа. Женщину, которую несомненно можно назвать великой, которая всю свою жизнь отдала обучению грамоте дагестанских детей.
Работа педагога почётная, она же и трудная. Не всякий учитель может стать настоящим педагогом, наставником. Надо иметь талант, тонкую психологию, чтобы понять человеческую душу. Он должен быть в гуще событий современности, чтобы детям в их исканиях отвечать на волнующие вопросы.
Зинаида Андреевна родилась в 1936 году, в деревне Волокитно Хомутовского района Курской области. Простая деревенская девочка наглоталась лиха ещё с детства... Голодные годы колхозного строительства. Семья еле сводила концы с концами. Да ещё началась Великая Отечественная война. Три года жили в оккупации. Её военное детство было тяжелым. В деревне не хватало рабочих рук, поэтому на полях работали старики, женщины, дети. Благодаря повседневному труду Зина получила хорошую физическую, моральную и трудовую закалку. Окончив школу, она поступила в Суджанское педагогическое училище. Так, в трудностях проходила её юность. Зинаида Андреевна с теплотой отзывается об этих далеких годах, вспоминая свою семью, болеющую за неё, за её учёбу. Мама очень хотела, чтобы дочь выучилась именно на учительницу. Несмотря на тяготы лихолетья родители Зины смогли прокормить, одеть и обуть детей. Дали возможность Зине учиться в школе, а затем и в училище. Да и сама она стремилась к знаниям. Видимо, ещё тогда душой чувствовала своё призвание учителя. Учеников у Зинаиды Андреевны целое село... Думаю, не у каждого так получится. Здесь нужен особый дух – дух творца.
После окончания педучилища молодая энергичная учительница по разнарядке ведомства образования была направлена в Дагестан. Это было время, когда Россия оказывала помощь национальным окраинам в повышении уровня жизни не только экономической, но и духовной. Девушка понимала, что ей придётся трудно. Незнакомый край, другие люди, другая культура. Что её ждет здесь? Как примут? Сможет ли она «влиться» в народ? Эти вопросы она записала в свой дневник. Сама же и ответила на них лаконичным «романтично». Дагестан, как и вся страна, восстанавливалась. Трудности военных лет потихоньку сглаживались, но жизнь была ещё тяжёлой: бытовых удобств и условий никаких, квартиры в чужих семьях, незнание языка. Народ принял её добродушно, открыто. Зинаида Андреевна не стала унывать: ведь знала, куда едет. Так пролетели два года работы в Таманской начальной школе Кайтагского района. Именно здесь, в глухих сёлах, она и получила свой первый педагогический опыт.
В дневнике, за 1959 год, она запишет: «Стала учительницей. Меня зовут «учительница». Можно уезжать на родину в Курскую область, но судьба распорядилась иначе. Рядом в с. Адага работал молодой учитель Айдамир Малдаевич Даудов, с которым связала свою судьбу. Так, в дагестанском ауле она нашла своё счастье. В 1960 году молодую семью педагогов перевели работать в родную село Айдамира – Сурхачи, где она и проработала до ухода на пенсию...
Идут годы, сменяются поколения детей. С каждым разом новый мир, новые интересы, идеи, ценности. Только остаётся неизменным сердце учителя – любящее сердце. Она и сегодня влюблённая в детей! Сама призналась в разговоре: «Если бы было возможно начать всё сначала, то я не променяла бы стезю педагога ни на какую другую». Этим всё сказано! Выражение вроде бы трафаретное, но она произнесла так искренне... Я ей верю, как верят мои сельчане, мои учителя.
Читая её дневники, обдумывая всё услышанное о ней, вспоминая беседы с ней, всматриваясь в серые с искоркой её глаза на фотографиях, я мысленно выстраиваю целые картины её жизни... А какой у неё певучий голос, особенно когда она говорит по-даргински! Этот голос так притягателен: он должен сохранится в памяти; этим голосом, наверное, она очаровывала детей. Много добра сделала эта простая русская женщина сельчанам. Мои земляки говорят о ней с теплотой и с чувством гордости. Иные даже благодарят бога, что им пришлось обучаться у неё. Для этого надо представить себе наше село в начале 60-х годов XX века. Это было ещё не благоустроенное село: без электричества, без радио, за водой надо было ходить 1 км. Тягот было много. Зинаида Андреевна вместе с сельчанами терпела неудобства. Да ещё находила силы обучать детей, помогать добрым словом и делом. Как не благодарить её?! Жизнь она прожила и продолжает жить с достоинством как женщина-горянка. Да, она – горянка, которая полвека назад решила «влиться» в народ, и частицей этого народа она и стала...
За 52 года насыщенной педагогической деятельности Зинаида Андреевна выпустила немало прекрасных учеников. Одни пошли в науку, другие – в производство, третьи стали хорошими учителями. Не это ли важный результат труда учителя?! В её повседневной учительской работе есть много полезного, поучительного. Она ещё тогда (60-70-е гг.) применяла интегрированные методы обучения, игровые «вставки» на уроках, тестовые задания и прочее. Проводила она уроки с привязками: русский язык с географией, биологией, литературу с историей, с математикой. В работе её привлекает, как признавалась она, активность, новизна, поиск разнообразных методов ведения урока. Ценила она в коллективе дух взаимопонимания, будь то коллектив учителей, или классный. Являясь первоклассным специалистом, всем сердцем любя свою работу, Зинаида Андреевна целиком отдавалась работе, и никогда не получала замечаний от администрации школы. Она счастлива, что любовь к детям делает учителя учителем. Любовь к детям, по её мнению, черта необходимая. Без этого нет работы в школе. Из воспоминаний старших учителей нашей школы, я узнал, что Зинаида Андреевна при обучении детей уделяла большое внимание эмоциональному заряду. По её мнению, надо вызвать у учащегося удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые питают стремление к знаниям. Она упорно искала те методы и приемы, которые позволяли в обычную учебную работу привнести «элементы одухотворенности». Использовала она для этой цели поэзию, живопись, музыку. Знакомила она учеников с великой русской культурой: народными танцами, частушками, музыкой, сказками, песнями, поговорками, пословицами, русской кухней. С усердием артистки ставила она сценки спектаклей русских авторов. В конечном счете, всё это укрепляло любовь к Родине, чувство патриотизма, гуманизма. Её уроки литературы развивали эстетические взгляды и художественный вкус обучающихся. Являясь человеком творческим, обучала учеников творческому поиску. Считала, что человек должен что-то искать, стремиться к непознанному. В её выражении – «научить ученика сделать правильный выбор» – есть смысл творческого начала. И это у неё получилось. Пример тому её многогранная жизнь.
Зинаида Андреевна не получила высоких государственных наград (да она и не стремилась их получать). Для неё самая высокая награда – это добрая память о ней. Память о ней сохранится среди сурхачинцев на долгие годы... Со своим супругом они вырастили хорошую семью. Дети все выучились, стали отличными специалистами.

Нас во многом формирует школа, и в первую очередь, педагоги. Учителя – люди, игравшие огромную роль в жизни каждого. Они открывают дверь в новый мир, закладывают основы нашего будущего, развивают способности, раскрывают таланты. Педагог стремится вложить в своих учеников частичку сердца, научить своему предмету, но главным учителем в жизни каждого ребёнка навсегда остаётся его первый учитель. Для меня такой является – Зинаида Андреевна Конюхова.
Мы никогда не забываем русских учителей, «первопроходцев образования» в нашем селе, отдавших свои силы и знания нашим отцам и дедам, чтобы они, в свою очередь, могли их щедро вернуть нам, своим потомкам.
Добрые дела не стираются временем и не предаются забвению.
Достаточно вспомнить «Веру Васильевну» Расула Гамзатова:
Вспоминаю себя семилетним пострелом
В дальнем горном ауле. Осенней порой
На меня, как родная, она посмотрела,
Та приезжая женщина с речью чужой...
Первый русский урок позабыть
я могу ли?..
Спасибо Вам, дорогая и любимая моя учительница, за всё! Здоровья и благополучия Вам, детям и внукам!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

634