Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

11.02.2016 14:47 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 10.02.2016 г.

Сохраним родной язык

Автор: П.А. Алибекова
учитель родного языка, МКОУ «МПЛ №2» городского округа «город Кизляр»

Источник фото: http://uapryal.com.ua/

В соответствии с законом РФ «Об образовании» одним из главных принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время является защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиции и их особенностей в условиях многонационального государства. Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций, – это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков.

В знакомстве с родным языком ведущая роль принадлежит родителям учащихся. Они как связующее звено, должны бережно передавать духовные достояния предков. К сожалению, во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они не желают, чтоб их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью. Здесь уместно привести слова выдающегося просвещенца- гуманиста и педагога дореволюционной России И.Я. Яковлева: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным». В нашей республике немало семей со смешанными браками. В таких семьях языком общения тоже становится русский язык...
Думается, основная нагрузка в деле изучения предмета «Родной язык» лежит на учителе. Он обязан увлечь учащихся своим предметом, заинтересовать их учебным и занимательным материалом, проводить с ними словесные игры, конкурсы, кружки. Кроме этого, привитию интереса к языку, культуре, традициям родного края способствует внеклассная работа, классные часы, открытые уроки.
Для того, чтобы учащиеся, совершенно не владеющие родным языком, полюбили его, я использую игровую форму обучения, придерживаюсь эвристического метода, чтобы учебный процесс стал для детей увлекательным и содержательным. Учитывая трудности в усвоении даргинского языка, сочиняю стихи, придумываю шарады, ребусы, скороговорки. Вместе с детьми выпускаем стенгазеты.
В некоторых школах урокам родного языка отведена незавидная роль! Эти уроки почти всегда последние в расписании: это значит, что на данный урок дети идут уставшими. Да и самой программой на изучение родных языков отведено мало часов.
Получается, что учитель родного языка должен сделать на одном уроке столько, сколько учитель русского языка делает за целую неделю. И это с детьми, ежедневно общающимся друг с другом на русском языке, и порой не владеющими даже родным диалектом. Мыслимо ли это?! Смогут ли учащиеся сохранить информацию, полученную от случая к случаю.
Мне кажется, что учителя родных языков, работающие в городских школах, сталкиваются с большими трудностями, нежели их коллеги сельских школ. Предмет «Родной язык» воспринимается некоторыми представителями дагестанских народностей как нечто нудное и обременительное. Преподавание родных языков – «дополнительная обуза».
Когда же, наконец, мы дагестанцы, поймем, что своим негативным отношением губим не только родной язык, но и родную культуру, традиции, духовную связь с поколениями, губим нравственные устои, сложившиеся веками?!
В.А. Сухомлинский писал: «Процесс овладения родным языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. Это прежде всего воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба, лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове запечатлены традиции народа, его духовные ценности, созданные в течении многих столетий».
Экологи отмечают, что исчезновение хотя бы одного вида животных или растений ведет к ущемлению целой экосистемы. В лингвистике происходит тоже самое.
Как можно некоторых цивилизованных людей назвать культурными людьми, если они отказываются от родного наречия?!
Незнание родного языка ведет к незнанию родных песен, фольклора, традиций и культуры. Это, в свою очередь, ведет к отрыву от родных корней.
100-150 лет назад ни одна дагестанская народность не могла себе представить, что на родном языке будут выходить газеты и журналы, будет свой театр, будут радиопередачи, свои учебники, художественные или научные книги, вырастет своя плеяда знаменитостей, известных за пределами республики и страны. Сегодня все это есть!
Подумайте только, какая нравственная сила заключена в родных языках?! Подражая европейскому стилю жизни, некоторые дагестанцы, забывают, что их язык – это язык родителей. Истина: от родителей не отказываются! Неважно, какие они: известные или не очень, гениальные или не совсем... Любой человек обязан беречь родной язык.
Думаю, прежде чем изучать родной язык, дети должны его знать, любить, чувствовать, что он действительно родной, что это язык его родственников. Любовь должна быть им привита еще с пеленок, а потом должна развиваться...
Призываю всех: сохраним языки, передадим духовные ценности каждого народа грядущим поколениям! Как сказал великий поэт Расул Гамзатов:
«И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

496