Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

10.02.2016 12:17 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 10.02.2016 г.

ЕГЭ по русскому языку: какое пособие выбрать?

Автор: А. Азизова

Незаметно подкрался февраль, а там, глядишь, каких-то три месяца и ЕГЭ. Тот самый экзамен, которого страшится подавляющее большинство российских школьников. Чтобы не провалиться и сдать один из самых важных экзаменов своей жизни, выпускники школ усиленно занимаются: заучивают правила, выполняют различные упражнения, нанимают репетиторов.

Успех сдачи экзамена, конечно, во многом зависит от ответственности и настроя самого ученика, а также от того, по каким учебным пособиям он занимался последние год-два.
О том, по каким пособиям по русскому языку для успешной сдачи ЕГЭ предпочтительнее заниматься, рассказывает доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ДГУ, Заслуженный учитель РД Георгий Николаевич Сивриди.

- Георгий Николаевич, как Вы считаете, достаточно ли пособий выпускается для школьников, готовящихся к сдачи ЕГЭ?
- Думаю, что более чем достаточно. Сразу хочу признаться, что мне известны далеко не все. Дело в том, что их печатают разные центральные издательства. Наиболее распространенные тесты под редакцией И.П. Цыбулько (Изд-во «Национальное образование»). До наших магазинов дошли и книги И. В. Васильевых, Ю.Н. Гостевой (Изд-во «Экзамен»), А.Ю. Бисерова, И. В. Текучёвой (Изд-во «Аст-Астрель») и другие.
Немало пособий выпускается и в разных регионах. Из наиболее известных назову книги под редакцией Н.А. Сениной (Изд-во «Легион», г. Ростов-на-Дону).
Большинство из названных и других пособий выполняют диагностирующую (проверочную) функцию.
- Нам известно, что Вы были одним из рецензентов «Учебно-методического пособия по подготовке к ЕГЭ. Русский язык», написанного коллегами из ДГУ. Что бы Вы могли сказать об этом пособии?
- Это пособие написано преподавателями кафедры русского языка под редакцией Н.Ю. Лисиной. Оно выдержало шесть изданий. Мне приходилось слышать о нем только положительные отзывы, и учителей, и учащихся. Оно выгодно отличается от подобных изданий тем, что в нем, кроме тестовых заданий, приводятся орфографические и пунктуационные правила, упражнения и ценные методические указания по выполнению тех или иных заданий. Одним из недочетов книги считаю отсутствие в ней ответов к упражнениям. Во всяком случае, по словам учителей, школьники систематически занимавшиеся по данному пособию, сдавали ЕГЭ успешно.
- Недавно органы образования республики рекомендовали школам приобрести новое пособие «Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. Русский язык. Рабочая тетрадь», выпущенное авторитетным московским издательством «Просвещение». Вы знакомы с ним?
- Да, я знаю его. Оно отличается тоже от многих других. По существу, это поурочные разработки. Каждый модуль («урок») посвящен определенному заданию ЕГЭ, включает в себя инструкцию по его выполнению, образец и разнообразные задания для выполнения в школе и дома, в том числе такой «модный» в последние годы прием, как работа в парах. Нравится то, что в пособии обеспечено повторение ранее пройденных тем. Так, нередко даются задания со словами с «трудным» ударением, лексические упражнения с паронимами.
Задания предполагают работу не только с изолированными словами, но и составление словосочетаний, предложений, нацеливают учителя и учащихся на работу над текстами. В книге есть словники (списки слов, ударение которых надо запомнить; словарик паронимов). В отличие от других подобных изданий, в нем нет ответов к заданиям: чтобы убедиться в правильности их выполнения, ученики должны возвращаться к материалу предыдущих уроков. Кстати, не могу не сказать о том, что у меня вызывает недоумение: в некоторых школах учителя удаляют (вырывают, вырезают) ответы к тестам, тем самым лишая учащихся возможности осуществлять самопроверку. Как мне стало известно, в пособии для учителя ответы к тестам названной «рабочей тетради» даны.
Авторы данного пособия (почему-то они не названы) правильно предупреждают учащихся о том, что «рабочая тетрадь» не заменит учебник и в случае необходимости следует использовать его материалы. По моим наблюдениям, в ряде школ в одиннадцатых классах учебники вообще не используются, проводится работа только над текстами.
- Какие учебники Вы порекомендовали бы выпускникам?
- В течение многих лет в 10-11 классах пользовались «Пособием по русскому языку в старших классах» (авторы В. Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л. А. Чешко). Оно выходило под разными названиями и выдержало более 50-ти изданий. Считаю его полезным для выполнения грамматических, орфографических и пунктуационных заданий. В настоящее время в школах используются и другие учебники. Насколько я знаю, многие учителя отдают предпочтение учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина «Русский язык. 10-11 классы». Считаю его одним из лучших.
- Георгий Николаевич, посоветуйте, как выбрать репетитора, способного подготовить на «отлично»? Нужно ли искать преподавателя вуза, или лучше, если это будет школьный учитель?
- От выбора учебника, учебного пособия, конечно, зависит, многое, но немало зависит и от учителя, от его теоретической и методической подготовки, от его профессионализма, опыта. Проведённые в республике в последние два года экзамены показали, что многим учителям хорошо подготовить учеников к ЕГЭ на уроках не удаётся. По этой причине родители школьников всё чаще стали прибегать к услугам репетиторов, различных образовательных центров, подготовительных курсов. Много лет назад один из ректоров университета называл репетиторство "скрытой взяткой" и не допускал преподавателей, занимавшимся этим, к вступительным экзаменам. Считалось, неэтичным для учителя заниматься репетиторством со своим учеником. Сейчас это стало нормой. Причём занятия нередко не индивидуальные, что более эффективно, а групповые, на которые остаётся чуть ли не полкласса. Знаю немало и учителей, и вузовских преподавателей, которые успешно готовят к ЕГЭ. Многие из них бывали экспертами, хорошо знают типичные ошибки выпускников, владеют методами и приёмами предупреждения этих ошибок. Они больше внимания уделяют повторению правил, выполнению тренировочных упражнений, работе с разными тестовыми заданиями, а не бесконечным проверкам, "пробным ЕГЭ". Отличных результатов, по моим наблюдениям, достигают те выпускники, которые не ограничиваются занятиями с учителем, а систематически занимаются самостоятельно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

181