Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

29.12.2016 11:36 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22-23 от 15.12.2016 г.

По стопам деда и отца

Автор: М. Давудова

Источник фото: http://www.dagpravda.ru

Мы часто слышим о том, что профессия учителя – это призвание и тяжёлый труд, который под силу далеко не каждому. Наглядных примеров людей, которые положили все свои силы на алтарь воспитания и образования новых поколений, несмотря на общее количество учителей, не так уж и много. Одним из ярких примеров такого образцового отношения к труду является ветеран сферы образования, учитель русского языка и литературы селения Куяда Гунибского района Магомед Гегунаевич Дибирмагомедов.

Заслуженный учитель республики Дагестан Магомед Дибирмагомедов – представитель династии учителей, как и его отец, и дед. Образование и учительский труд вошли в эту семью после революции, когда молодая советская страна в ускоренном темпе занялась ликвидацией безграмотности среди населения. Один из таких пунктов ликбеза базировался и в доме деда Магомеда Гегунаевича – кузнеца Дибирмагомеда Дибирмагомедова. После этого, семья уже была плотно привязана к сфере образования – отец Магомеда Гегунаевича, Гегуна Дибирмагомедов получил звание Отличника народного образования РСФСР.
Он никогда не стремился ни к каким наградам, почестям. Просто жил и наслаждался своим любимым делом. Это звание было для него неожиданностью, но знавшие его люди в один голос утверждали, что награда эта была более чем заслуженная.
Его трудовая биография началась в Тляратинском районе. Он был учителем Чадоколобской школы-интерната. Оттуда его перевели в райком на должность заведующего отдела агитации и пропаганды. Однако, администрирование и бюрократия были ему чужды, и он вскоре, оставляет все и решает вернуться к простому учительскому труду  – переезжает в родное село Куяда и приступает к работе  в нашей школе. Сколько было уговоров, наставлений, сколько обещаний блестящей карьеры в будущем… Его это не становило.  Он говорил: «Ты десяти людям сделал хорошее? Если это так, то ты можешь жить и знать, что не зря проживаешь эту жизнь. А вот в школе, ты имеешь возможность своим добросовестным трудом сделать так, чтобы каждый твой ученик смог стать достойным человеком, найти свой путь в жизни. Каждый, кто находит этот путь, всегда благодарит учителя. Никогда не слышал, чтобы благодарили представителя райкома, инструктора. Благодарят учителя». Он находил  в этом правду и был счастлив трудиться ради детей, ища путь к сердцу каждого своего ученика.  
Образ отца-учителя вдохновлял тогда еще юного Магомеда Дибирмагомедова. Когда пришло время определяться с будущей профессией, выросший в мире книг юноша без раздумий решает продолжить его дело, и поступает на филологический факультет ДГУ. Ему повезло: довелось учиться у преподавателей, которых и по сей день,  считают легендами  не только у нас в Дагестане, но и за пределами республики. Это профессионалы с большой буквы. О каждом из них Магомед Гегунаевич сегодня вспоминает с трепетом и теплом.
 – Один из тех, кого я и по сей день считаю эталоном человека и преподавателя это, конечно же Георгий Николаевич Сивриди – по-настоящему преданный русской филологии человек. Он вел у нашего курса русский язык, практический курсы по этому предмету, коллоквиумы. Это был преподаватель, умевший находить, распознавать индивидуальные особенности каждого из своих студентов. Я диктанты, сочинения и изложения хорошо писал,  а вот с фонетикой были жуткие проблемы. И он стал работать со мной усиленно именно  в этом направлении, пока не добился успеха. Поныне помню его уроки. А Самсон Наумович Бройтман! Как он читал лекции по серебряному веку. Это ж можно было заслушаться.  Он читал нам стихи как великий артист – вдохновенно, пламенно. Рассказывал об Андрееве, Мандельштаме, Блоке, Ахматовой и других поэтах этого периода так, как будто всей душой чувствовал этих людей. Никаких заезженных биографий. Это был всегда прочувствованный рассказ, как будто он вместе с ними жил, творил и переживал. А какие он давал точные, емкие определения по футуризму, акмеизму, символизму! Горжусь, что мне довелось учиться и знать такого замечательного человека и профессионала. Раиса Алиева, Гульжахан Магдиева, Гамидуллах Магомедов, Магомед Муртузалиев… Всех и не перечислишь.
Магомед Гегунаевич с теплотой в сердце вспоминает о каждом из них и не устает благодарить за правильные уроки, что они дали ему, открыв тем самым путь в профессию.
...Жизнь студенческая была у нашего героя короче, чем у его сокурсников. Необходимость быть достойным продолжателем дела своих предков, а также дефицит кадров в школе заставили Магомеда Гегунаевича начать работу в школе ещё до окончания учебы в вузе. Это не помешало ему пройти длинный путь от простого учителя русского языка и литературы до директора Агадинской школы, и проработать на этой должности долгих 20 лет. Несмотря на долгие годы верного служения стране, Магомед Гегунаевич оставался свободным, независимым человеком – и это то, что было привито ему его отцом:
– Отец всегда говорил: «Учитель – человек абсолютно свободный. Никогда не работай там, где тебя могут запросто уволить, где ты от кого-то будешь зависеть. А в школе, если ты владеешь своим предметом, педагогикой,  правильно воспитываешь подрастающее поколение, то ты никого не боишься, ты абсолютно свободен. Знания есть, применяешь правильно, и кто ж тебя тронет?» Мне в мою молодость предлагали работу в милиции. Отец сказал: «Зачем тебе таскать оружие и жить в казематах, когда можно свободно и спокойно жить в селении, быть хозяином самому себе?» Так и было. Я жил свободной, независимой жизнью. Высказывал своё мнение, никого не боясь.
Очевидно, что такой пример не мог остаться без продолжения и дети Дибирмагомедова пошли по его стопам.
– Один сын стал врачом. Остальные четверо детей стали, как и я, учителями.  Все работают в родной Агадинской школе.  Они здесь нужны. У нас есть возможность реализовать себя и в городе, но если наша семья уйдет, эта школа опустеет и в прямом и в переносном смысле...  Самое главное, чем я горжусь, что все они достойные люди, уважаемые в селе, в районе...
Восприятие действительности Магомедом Гегунаевичем выдаёт в нём интеллигента советской эпохи, со своим представлением о демократии, ценностях и подходе к профессиональному труду. Формулой жизни их поколения, по словам Заслуженного учителя РД, являлись знаменитые слова из романа Николая Островского «Как закалялась сталь»: «Жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Сегодня же, педагог отмечает дилетантский подход к труду.
– Образование упростилось. С помощью ЕГЭ ученики теперь мыслят только категориями тестов. Точным наукам глубоко никто обучаться не хочет, отсюда и такие результаты по предметным олимпиадам точных наук. Ни один отличник сегодняшний в школе не сможет собрать транзисторный радиоприёмник, как когда-то собирали  его я и мои сверстники на кружке по физике.
Пример семьи Дибирмагомедовых показывает нам, что как тяжела бы ни была жизнь вокруг, энтузиасты, на плечах которых и держится эта страна, в Дагестане найдутся всегда. И своим примером потянут за собой других…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58