Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

17.09.2018 14:27 Понедельник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 12.09.2018 г.

Гражданское общество и модернизация образования

Автор: Э. Эмиров

24 июля 2018 г. в Махачкалинском центре повышения квалификации состоялся круглый стол по теме: «Роль институтов гражданского общества в модернизации образования». Уже стало традицией, что на свои заседания Центр приглашает руководителей некоммерческого сектора. Вот и на этот раз добрую половину участников обсуждения составляли представители институтов гражданского общества.

Во вступительном слове директор Махачкалинского центра повышения квалификации, д.э.н., профессор Магомед Абакаров отметил, что модернизация образования, престиж профессии, роль учителя в воспитании гражданственности и патриотизма у современной молодёжи сегодня важны как никогда.

В наши дни широко внедряется дистанционное образование. Логика противников этого метода заключается в таком тезисе: «Мы не видим того, кто на той стороне выполняет задачи». Но если мы не будем давать знания тем, кто не может поехать в Махачкалу или в Москву для их получения, то мы просто обделим их. Дистанционный способ облегчает процесс получения знаний. Инновационные учреждения, на взгляд докладчика, могли бы более эффективно выполнять образовательные функции, которые раньше были прерогативой только государственных учреждений. Таким структурам не нужен громоздкий бюрократический аппарат.

Образовательное учреждение не только должно дать определённые знания и навыки молодому человеку, но и призвано формировать «человеческий потенциал», являясь по сути дела духовным и социальным институтом.

По мнению М. Абакарова, именно поэтому к сегодняшнему разговору привлечены общественные деятели, непосредственно связанные со сферой образования. К таковым относится Анжела Байрамбекова, руководитель Республиканского центра образования, председатель Ассоциации педагогов РД. На её взгляд, роль учителя сегодня снижена, эта профессия катастрофически теряет свою престижность. У учителей нет времени для самосовершенствования, потому что надо искать иные источники для материального обеспечения своих семей. В Дагестане нехватка сельских учителей, выпускники вузов не видят перспективы. А ведь образовательная сфера относится к социальному институту гражданского общества, поэтому конкурентность, инициативность, самоуправление, выбор, ответственность – всё это в комплексе должно способствовать укреплению наших позиций в мировом образовательном пространстве.

Консультант Управления развития общего образования Министерства образования и науки РД Гулизар Идрисова призвала не забывать и о «гуманистическом характере образования». Это, прежде всего, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Г. Идрисова говорила о важности тесного союза учителей, детей и их родителей в качестве условия успешной деятельности любого образовательного учреждения, его процветания.

Именно в школе происходят первые шаги на пути социализации личности, гражданского поведения. Об этом говорил Председатель Союза музыкантов РД, народный артист Дагестана, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ДГПУ Хан Баширов.

Эту тему продолжил Председатель Фонда патриотического воспитания молодёжи имени генерал-полковника Магомеда Танкаева Гасангусейн Абдулжелилов. Он отметил, что роль учителя заключается в том, чтобы сделать своих учеников свободными людьми, приучить их действовать с точки зрения добра, предвидеть последствия тех или иных событий, понимая, что за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями стоят интересы тех или иных сообществ и политических сил. Важным подспорьем такой социализации служит изучение курса отечественной истории, где примеров для обсуждения достаточно. Таким образом, перед учителем стоит главный вопрос: «Как воспитать свободного человека, в то же время социально адаптированного?»

Зав. кафедрой истории Дагестана ДГУ, д.и.н., профессор Абдулкадыр Омаров подчеркнул, что можно только приветствовать нетрадиционные формы занятий, которые способствуют выработке у учащихся умений анализировать и сравнивать исторические сведения и их толкования, формулировать собственные суждения и аргументировать их.

Далее участники круглого стола говорили о причинах и факторах, препятствующих формированию гражданского общества в Дагестане, необходимости расширения контактов органов власти и некоммерческого сектора, в том числе в сфере образования.

По итогам круглого стола была принята резолюция.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5