Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

12.04.2018 10:17 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 11.04.2018 г.

Современные подходы к качеству образования

Автор: З.Г. Гаджиева
заведующая ИМЦ, профессионально-педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева

Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования»

В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества образования. Республика Дагестан не является исключением в этом вопросе.

На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение.

Проблема качества образования вызывает жаркие споры, о ней выходит немало литературы, где разные авторы занимают разные позиции.

Качество начинается с представлений о нем, то есть, с понятия «качество образования». Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.

Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: «Какое в колледже качество образования?» отвечают: «Столько-то процентов».

Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.

Третьи – степень развития личности.

Четвертые – количество выпускников, поступивших в вузы, устроившихся на работу.

Пятые – готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.

Сегодня под качеством образования понимают осознанное овладение учащимися основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

Можно назвать десятка полтора критериев, в том числе и таких, как атмосфера в учебном заведении, то, как часто учащиеся после окончания учебных заведений встречаются и как отзываются о педагогах, в какие вузы поступают и какие должности занимают...

Думаю, судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам. Хорошие результаты – это, если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным.

В чем заключаются современные подходы к качеству образования?

Вопросы о необходимости поиска новых педагогических технологий и повышения качества образования рассматривались на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования», которая состоялась 22 марта в ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени З.Н. Батырмурзаева».

В ее работе очное участие приняли около 150 человек: представители Министерства образования Республики Дагестан, Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, преподаватели ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», методисты, преподаватели колледжей, делегация из ГОУ СПО «Гудермесский педагогический колледж имени С.С-А. Джунаидова», студенты колледжа, учителя школ. Заочное участие приняли около 70 человек из образовательных учреждений Республики Дагестан, Чеченской Республики, Москвы и Московской области, Астрахани, Казани, Тайланда и т.д.

Предметом обсуждения на конференции стали такие актуальные вопросы, как совершенствование профессионального мастерства педагогов через самообразование, применение современных подходов и педагогических технологий к организации образовательной деятельности в целях повышения качества образования и др.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Казим Магомедович Мусаев, заместитель директора по научно-методической работе, кандидат педагогических наук. В своем обращении Мусаев отметил, что в процессе образовательной деятельности колледжа главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность и подчеркнул, что практико-ориентированное обучение студентов является основой формирования профессиональных компетенций. Он указал, что развитие нашей страны невозможно без существенного продвижения вперед в деле образования. Век науки, знаний и высоких технологий немыслим без становления нового качества образования. Здесь необходимы совместные усилия всех, кто связан с образовательной сферой, для преодоления еще имеющегося в обществе непонимания новой ситуации.

На пленарном заседании выступила А.Д. Салихова, гл. специалист/эксперт отдела развития ПО и науки Минобрнауки РД, Отличник образования РД, Заслуженный учитель Республики Дагестан, Почетный работник СПО РФ с докладом «Совершенствование системы подготовки специалистов в соответствии с требованиями новых стандартов СПО». Салихова отметила, что важнейшим фактором обеспечения устойчивого и поступательного развития страны является состояние системы образования и её качество. Перед СПО поставлена задача повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с международными стандартами и новым Законом «Об образовании в Российской Федерации». Она отметила, что переход на новые образовательные стандарты требует усилий всех субъектов СПО, включая субъекты сферы труда, и серьезного обновления нормативно-правового, организационного, методического и ресурсного обеспечения.

Руслан Мавланович Ибрагимов, начальник Управления образования г. Хасавюрта в своем выступлении акцентировал внимание на том, что важнейшими профессиональными качествами учителей являются истинное трудолюбие, ответственность, работоспособность, умение быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление повышать свой авторитет в глазах обучающихся, и самое главное – знание своего предмета. Учитель должен владеть методикой преподавания – это, во-первых. Во-вторых, у него должна быть психологическая подготовка. В-третьих, учитель должен уметь делать невиданную ранее учениками чужую, непонятную информацию простой и элементарной. Учитель должен любить свою профессию. Он подчеркнул, что не все выпускники педагогического колледжа устраиваются по специальности, потому что они боятся трудностей, хотя во всех школах района действуют «Школы молодого педагога». Руслан Мавланович призвал всех выпускников устроиться на работу в школы.

Начальник Управления образования МО «Хасавюртовский район» А.Х. Абдулаев в своем выступлении отметил, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.

Начальник Управления образования МО «Кизилюртовский район» Р.Б. Татарханов подчеркнул, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. При этом под термином «качество учителя» понимается и профессионализм, и желание выполнить такую важную функцию, как воспитание и многое другое. Невозможно дать другим то, чего у тебя нет; ученикам проблематично окончить школу на должном уровне, если их учителя не обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками. Кроме того, сегодня основной задачей образования становится не накопление знаний, а развитие аналитических способностей у школьников и умение анализировать и обобщать информацию. Чтобы педагог мог дать это, он должен меняться сам, как и его профессиональная компетентность, навыки, условия работы и жизни. Иначе все планируемые преобразования и новации будут обречены.

Значимость темы конференции была отмечена в выступлении заместителя директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Гудермесский педагогический колледж имени С.С-А. Джунаидова» М.А. Мамуевой. В своем докладе «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса» Мамуева подметила, что повышение профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов можно добиться через участие в мастер-классах, круглых столах, семинарах; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей и использование активных методов обучения.

Н.Г. Магомедов, к.п.н., доцент кафедры теоретических основ и технологий начального математического образования ФГБОУ ВО «ДГПУ» представил опыт по метапредметному подходу, который способствует активизации работы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, способствует повышению эффективности образовательного процесса по математике с целью улучшения качества образования.

Далее работа велась на презентационных площадках. В рамках конференции работали 3 площадки: «Психолого-педагогические науки», «Математические и экологические науки», «Филологические науки».

В работе презентационной площадки «Психолого-педагогические науки» зав. ПЦК педагогики и психологии А.М. Ильясовой был представлен «Форум-театр» как один из интерактивных методов работы с молодежью, имеющий профилактически-воспитательную направленность, развивающий умения фантазировать, думать и оценивать психологическое состояние людей.

В работе презентационной площадки «Филологические науки» были представлены мастер-классы С.С. Шахбазовой (литература) и М.А. Гамзатхановой (история). Участникам конференции были продемонстрированы современные технологии в обучении студентов. Преподаватели делились опытом, обсуждали проблемы повышения качества образования.

В работе презентационной площадки «Математические и экологические науки» З.Г. Гаджиева показала урок математики в нетрадиционной форме с использованием инновационных технологий, который был направлен на формирование ключевых компетентностей студентов.

В ходе заключительного заседания были подведены итоги научно-практической конференции, где наиболее важным фактором повышения качества образования обозначился такой фактор как качество педагогической деятельности, которое имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.

Пленарное заседание завершили церемонией награждения студентов премией имени российского государственного деятеля, министра по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Загира Сабировича Арухова заместителем по учебной работе С.К. Айдиевой. В номинации «За выдающиеся способности в учебно-научной и общественно-полезной деятельности» были награждены дипломом и денежной премией студентки 4 курса школьного отделения Замира Дамигова и Жамилат Арсакаева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

34