Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 28.03.2018 г.

Остается в памяти учеников

Автор: Г.Н. Сивриди

В далеком 1949-ом году меня, тогда девятиклассника вечерней школы, горком комсомола направил страшим пионервожатым в мужскую среднюю школу № 1 (в годы войны в стране было введено раздельное обучение). Эта школа в г. Махачкале считалась одной из лучших. В ней обучалось много сыновей руководителей республики и города, руководителей предприятий и учреждений.

И в начальных, и в других классах уроки вели прекрасные учителя, настоящие мастера педагогического труда.

Одними из лучших были учителя русского языка и литературы. Почти у всех было почетное звание «Заслуженный учитель», которое в те годы получить было непросто. Это и Мария Петровна Пушкарева, и Руфина Дмитриевна Корженевская, и Александра Михайловна Трофимова, и Эва Давыдовна Фридман. Эва Давыдовна была моей учительницей в вечерней школе, располагавшейся в здании 1-ой школы. Эти учителя во многом определили выбор мною профессии словесника.

По окончании института два года проработал в одной из сельских школ, а потом был приглашен на работу на кафедру русского языка в пединституте. Уже как методист стал приходить в свою школу на практику со студентами. Это было в конце пятидесятых. Тогда и познакомился с Екатериной Дмитриевной Омельченко.

Как узнал потом, она пришла в школу через год после моего ухода. До меня руководителем педагогической практики здесь была Валентина Митрофановна Криштопа, и я прежде всего хотел узнать её мнение о незнакомой мне учительнице. Она высоко отзывалась об уроках Е.Д. Омельченко, и я старался как можно чаще бывать на них.

Приходя каждый раз с новой группой студентов в школу, всегда просил Екатерину Дмитриевну дать открытые уроки, и она никогда не отказывалась.

Студенты, проходившие практику в её классах, выражали ей благодарность за доброжелательное отношение, за помощь в подготовке конспектов уроков, за объективные оценки.

Екатерина Дмитриевна, по моим наблюдениям, относилась к практикантам как коллега, щедро делилась с ними своим опытом, тактично указывала на недочеты, которые допускались на уроках, давала полезные советы.

Мне нравилась атмосфера на её уроках. Доброжелательный тон, уважительное отношение к ученикам, взаимопонимание – здесь было все то, что потом методисты назовут «педагогикой сотрудничества». На многие проблемы преподавания русского языка у нас были общие взгляды. С коллегами по кафедре мы уже изучали и обобщали опыт учителей этой школы Р.Д. Корженевской и А.М. Трофимовой, и я как-то сказал Екатерине Дмитриевне о своем желании изучить её опыт. Но она не согласилась, сославшись на то, что не считает пока его заслуживающим внимания.

Потом пожалел, что не проявил настойчивости, не уговорил её, не убедил в том, что для нас, для наших студентов он интересен, нужен. Через некоторое время узнал, что её не стало...

Ещё при жизни Екатерины Дмитриевны познакомился с её дочерью Татьяной, ставшей журналистом, кандидатом философских наук. Мы много лет не виделись... В октябре 2013-го года Т.Е. Воронина в канун Дня учителя сделала мне замечательный подарок – подарила свою книгу «О моей маме». С интересом читал и страницы биографии, и воспоминания коллег Екатерины Дмитриевны, и отзывы её воспитанников. Приведу лишь некоторые. «Сколько терпения, упорства, доброжелательности требовалось, чтобы научить детей грамотно говорить, писать без ошибок, любить русский язык, книгу, искусство! Это было кредо Екатерины Дмитриевны Омельченко», – написала А.М. Трофимова.

Многие годы хорошо знал Эву Давыдовну Фридман и как свою учительницу, и как коллегу (периодически её приглашали работать в университет), знал как строгую, требовательную, скупую и на оценки, и на похвалу. Поэтому меня очень тронули её слова о Е.Д. Омельченко: «Память о Екатерине Дмитриевне как о близком мне – без слов и излияний – человеке, гораздо более близком и дорогом, чем многие, с кем я работала и общалась долгие-долгие годы, живёт в моей душе».

Без волнения нельзя читать отзывы об учительнице её коллег, учеников, их родителей. Н.В. Джамбраилова пришла в школу № 1 в тот год, когда Екатерина Дмитриевна работала завучем. Она пишет: «Теперь, спустя много лет, когда я сама уже давно наставник молодых учителей нашей гимназии № 1, я благодарю жизнь за встречу с Екатериной Дмитриевной Омельченко. Она осталась для меня ярким примером педагогического таланта, трудолюбия и человечности».

Как руководитель педпрактики каждый год бываю в этой гимназии. Без ложной скромности хочу сказать, что по моему предложению ей было присвоено имя замечательного дагестанского педагога, бывшего директора 1-ой школы Саида Магомедовича Омарова. Прихожу сюда, как на встречу с ним, с бывшими коллегами, как на встречу со своими бывшими пионерами. И как на встречу с Екатериной Дмитриевной Омельченко.

За эти годы здесь сменилось несколько поколений учителей-словесников, хороших и разных. Очень бы хотелось, чтобы в учебном заведении, славившемся своими добрыми традициями, помнили о тех, кто оставил заметный след на учительской стезе, сохраняли и развивали эти традиции.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64