Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

31.01.2018 13:48 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 30.01.2018 г.

О животрепещущем…

Автор: Н.Н. Магомедрасулова, учитель русского языка и литературы, Гапцахская школа, Магарамкентский район

Для галочки или пользы дела?

Насколько эффективен показательный урок? Такой урок оборудован современными ИКТ, беседа учителя иллюстрируется слайдами или видеопоказом. Опытных учителей внешним эффектом урока не удивишь. Они-то знают, что так выкладываться на каждом уроке не сможет не только учитель, но и учащиеся. Молодые учителя, надо отметить, реагируют иначе. У них загораются глаза, они восхищаются и мечтают провести что-нибудь подобное.

Много раз отрепетированные открытые уроки ломают налаженную систему учебной работы. Не могу сказать, что такие уроки – это бедствие, но вред они учебному процессу точно приносят, так как они мало общего имеют с нормальным учебно-воспитательным процессом. Еще Лев Толстой писал, что для правильного хода школы нет ничего вреднее посетителей, потому что так или иначе учитель подделывается под них.

На мой взгляд, открытый, как и любой другой, урок удается при одном непременном условии: глубокие знания учителя по теме и владение методикой, а презентация, музыка и видео без этого условия всего лишь бледный фон урока.

Материально-техническое оснащение урока, безусловно, является шагом вперед, который, увы, может обернуться и двумя шагами назад, если не приучим детей к дисциплине, труду, ответственности и умению добывать знания самостоятельно.

Не хочу казаться человеком, не желающим идти в ногу со временем. Приведу один пример из жизни. В 2011 году я была на курсах повышения квалификации в Москве. Первую лекцию провела преподаватель, автор учебников. Она начала лекцию, и я по привычке делала себе пометки. Увидев записывающих, она сказала, что не надо ничего записывать, так как все это мы увидим на слайдах. А они, скажу вам, были объемными, мелькали так, что мы только успевали их читать. Тогда она заверила, что каждый из нас может скинуть себе на флешку презентацию этой лекции. В общем, ушла с занятия с каким-то непонятным чувством: я прослушала двухчасовую лекцию, при этом в блокноте нет записей, и в памяти ничего конкретного.

Будучи студенткой советского вуза, с лекции (писали их под диктовку) я уходила, усвоив тему на 85%. Дома мне оставалось только прочитать конспект и хорошенько закрепить в памяти. Лекции были спрессованными до минимума по принципу: «nonmulta, sedmultum» («не многое, но много»). И это главное было не на какой-то флешке, а в твоей тетради и голове. Всё это благодаря тому, что лектор, имевший в арсенале всего лишь мел и доску, серьезно работал над тем, чтобы изложить студентам тему лаконично и емко.

Использование ИКТ

Без сомнения, ИКТ решают определенный круг задач. Такие, например, как высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы, но они не должны подменять собой традиционные методы взаимодействия между учителем и учеником. Использовать их надо дозированно.

Мне кажется, мы увлеклись визуализацией, которой дети и так пресыщены: они часами сидят в Интернете, в социальных сетях. Тупеют катастрофически, и в этом помогает им «прогресс». Как-то обратилась к ученице 9 класса с тем, чтобы она написала заметку для детской газеты про своего дедушку. Она сказала: «Хорошо. Я посмотрю в Интернете». Тогда я поинтересовалась: «А в Интернете есть информация о нем?» Она ответила: «Нет. Но заметки же из Интернета пишут»…Как убедить нынешних школьников в том, что для изложения своих мыслей человеку не нужен внешний источник?!

Курсовые работы по экономике, проектированию мы высчитывали вручную, потому что калькуляторов не было. Сочинения писали сами, правда, они были не совсем связными и гладкими, зато работа над ними заставляла нас мыслить. Рефераты и дипломные давались тоже нелегко: неделями по несколько часов проводили в библиотеке. Не было ксерокса и телефонов. И как хорошо, что не было! Мы научились читать текст, выделять главное, записывать тезисы, анализировать и систематизировать отобранный материал…

Думается, сейчас у детей потребность в мышлении, в поиске решений постепенно атрофируется. Действительно, зачем думать, когда можно кликнуть – вот тебе ответ, а вот и целая вереница сочинений про дедушек и бабушек... Выбирай на вкус!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7