12+

Газета «Учитель Дагестана»

Главная / Статьи / Учитель родного языка
19.01.2018 15:56
  • 17

Учитель родного языка

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является родной язык. Удивлены? Да, да, именно родной язык. Вспомните, как сами в детстве придумывали отговорки: «мы и так знаем свой язык», «за пределами села он нам не понадобится» и т.д. Учитель родного языка объяснял, что знание своего языка, культуры и национальных ценностей важно для каждого человека. Я родился и воспитывался в аварской семье. Высоко в горах, в селении Гуниб Гунибского района, мы общаемся на своём диалекте, но для меня очень важен и аварский литературный язык. Язык произведений Расула Гамзатова стал для меня самым красивым языком в мире!

Уроки родного языка... Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, ее увлечённостью, ее стараниями. Каким должен быть учитель родного языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Патимат Пайзулаевна Исаева.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать литературный родной язык или достаточно того, что мы знаем свой (диалектный) язык? Ответы могут быть самые разные... Конечно же знание русского языка обязательно, но утратив родной язык, мы утратим нацию, культуру, адаты и обычаи своего народа. Диалекты часто различаются: куядинец не поймет соседа кородинца, кородинец ругуджинца, хунзахец тляратинца, а литературный аварский – как эталон общения, понимания. Для меня уроки родного языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных сел и районов.

...Я помню, как в первый раз увидел Патимат Пайзулаевну. Вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно.

Начались годы постижения литературного аварского языка. Патимат Пайзулаевна поддерживала нас во всех наших начинаниях, творческих идеях. Каждый новый урок я с нетерпением ждал ее. Порой, она предоставляла нам возможность побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы для одноклассников, делали опрос, а затем все вместе ставили оценки и комментировали их.

Наш педагог – эрудированный человек: знает и о живописи, и о композиторах, с увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения... Были у нас и уроки-праздники. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослым, я понимаю, что для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей чувствовать его истинный вкус и назначение...

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Патимат Пайзулаевна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми.

Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» – это о нашем учителе. Уроки заканчиваются, но учёба продолжается! Разве можно забыть предметные декады?! Они пробуждают живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. Особо хочется сказать о заседаниях любителей словесности. Мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи. Такая работа буквально заражает всех творческим настроением! Девиз нашего учителя: «Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск, активность ума, развитие воли ученика». К этому должен стремиться каждый педагог.

Театрализованные литературные вечера, концерты – ни одно мероприятие не обходится без Патимат Пайзулаевны. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка – таким знают и любят ее ученики и коллеги. Для Патимат Пайзулаевны главное – привить любовь к языку, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного для Дагестана, для района, для села. Патимат Пайзулаевна учит нас не только орфографии и пунктуации. Ее уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель родного языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Патимат Пайзулаевна!»

Автор: М. Абидов
11 класс, Гунибская СОШ, Гунибский район

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх