Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

14.12.2017 16:48 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 13.12.2017 г.

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников

Источник: pedm.ru

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.

Организуя исследования, мы поставили перед собой цель – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами, и определить основные направления работы:

• формирование осознанно правильного отношения к природным объектам и явлениям;

• обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и предметов;

• установление взаимосвязей и взаимозависимостей между объектами живой и неживой природы.

Содержанием исследований является все то, что окружает ребенка, то, что он видит ежедневно, и то, что от него скрыто: это живая и неживая природа, мир растений, рукотворный мир и мир человеческих отношений. Исследования, опыты, эксперименты, проводимые в дошкольном детстве, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. Кроме того, подбираемый дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

• активности, инициируемой и стимулируемой взрослым;

• собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим.

Исходя из этого, мы выделили два пути постановки проблемы и выбора темы исследования (или эксперимента).

Вариант 1 – на основе анализа актуального развития детей группы.

Вариант 2 – тема или проблема формируется по запросу детей, то есть ребенок задает вопрос или ставит определенную задачу и подключает к ее решению других детей.

Как же происходил поиск путей решения какой-либо проблемы? Ребенок самостоятельно говорит, рассуждает, участвует в разработке алгоритма или плана исследования. Все предложенные варианты выслушиваются, и дети являются активными участниками в обсуждении всех предлагаемых решений.

Конечно, ребенок имеет право на ошибку, но эту ошибку он должен найти и осознать сам, и сам найти способ ее исправить. Детей 5-7 лет не устраивает простая констатация фактов. Им интересно знать, как предметы или объекты зависят друг от друга, какое влияние оказывает человек на окружающий мир и отдельные его объекты.

Для развития и поддержания познавательной активности y детей необходима система практико-ориентированной деятельности, то есть постепенное усложнение практических познавательных задач, использование специальных методов, побуждающих детей к поиску. Это проблемные вопросы и проблемные ситуации, задания исследовательского характера различной продолжительности (от нескольких минут до нескольких недель), опытно-экспериментальная деятельность, наблюдение и другое.

Рассмотрим, каким образом формируется познавательная компетентность ребенка на примере объекта неживой природы «Песок» (занятие «Сыплем, лепим). Уже в младшем возрасте дети знакомы c такими физическими свойствами песка, как мелкий, светлый, сыпучий. Рассматривая его через лупу, дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, потому и сыплется. Далее предлагаю детям слепить фигурку из песка, дети выясняют, что из сухого песка слепить невозможно. Сами предлагают добавить воды. B процессе обсуждения дети приходят к выводу, что объекты неживой природы (вода и песок) связаны между собой. Так вода позволяет изменить свойства песка.

Таким же образом выявляется влияние солнечного света и естественного тепла на песок: под лучами солнца он нагревается и становится теплым и даже горячим, мокрый песок быстро высыхает. Стоит солнцу скрыться, как песок очень быстро остывает и становится холодным, a мокрый песок долго сохраняет влагу. Используя эти свойства песка, человек давно научился использовать его для своих нужд. Из него делают стекло, используют в строительстве, он нужен для игры и отдыха. Больше всего песка в пустынях.

Далее необходимо установить, как песок взаимосвязан с другими объектами живой и неживой природы. Вспоминаем тему «Пустыня» и выясняем, что песок, растения, животные связаны между собой.

Накопление знаний и практических умений требует от старшего дошкольника определенного уровня речевого развития. Ведь ребенку необходимо сформулировать вопрос, собственный вывод или суждение, уметь отстоять свое мнение в споре или диалоге допустимыми языковыми и этическими средствами.

Формирование познавательно-речевой компетентности старшего дошкольника можно проследить на примере объекта живой природы «Одуванчик». Наблюдая за одуванчиками, дети уже имели базовые представления. Они знали, что одуванчик цветет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается; на ощупь цветок мягкий, влажный, шершавый; им украшают жилища, делают головные уборы (венки), а пчелы собирают с него нектар для меда, люди варят целебное варенье.

Во время утреннего приема на участке дети заметили, что бутоны одуванчика закрыты и сначала подумали, что они завяли. После предложения педагога понаблюдать в течение дня за одуванчиками, дети заметили, что бутоны на некоторых одуванчиках раскрылись, а некоторые остались закрыты. Дети начинают предполагать, почему же это произошло? Выглянуло и пригрело солнышко, распустились те бутоны, которые были на солнечной стороне, корни одуванчиков напились воды, и бутон распустился. Почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Подобный вопрос является замечательным поводом для установления связи между небесными телами (солнцем) и земными растениями.

Для обучения основам экспериментирования и исследования в группе можно создать специальные условия для работы с детьми и для самостоятельной деятельности детей.

В «Центре воды» дети опытным путем знакомятся с различными ее свойствами, с круговоротом воды в природе, проводят опыты с растениями по выращиванию их в разных средах.

Центр «Взвешивания» оснащен различными видами измерительных приборов: медицинскими, бытовыми, лабораторными, напольными весами, безменами, а также гирьками разной массы. В этом центре дети работают с различными сыпучими веществами, предметами разных размеров и форм, измеряют, взвешивают, сравнивают, соотносят.

В центре «Этот бумажный мир» знакомятся со свойствами бумаги, а в центре «Экология» изучают и наблюдают различные семена, полезные ископаемые, природные материалы и т.д.

Наибольший практический интерес, особенно у девочек, вызывает работа в центре «Фитодизайна». Здесь можно придумать, и главное, осуществить различные творческие проекты: выложить мозаику из семян, сделать витраж из сухоцветов и даже попробовать себя в роли составителя икебаны.

На протяжении всего периода работы с детьми по данной теме, мы сформулировали и старались придерживаться следующих принципов.

Меньше учите, больше делитесь.

Поощряйте поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребенка.

Учите детей наблюдать и соблюдатьправила поведения в природе.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.

В результате проведенной работы дети научились проявлять интерес к ярким явлениям природы – листопаду, дождю, радуге, снегопаду и даже грозе. У детей отмечается высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность в деятельности, умение работать в коллективе. Дети умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи; быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого; владеют основными нормами и правилами поведения в природе.

Хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Задача педагога не дать ребенку готовые знания, а поддержать его интерес, подсказать способ решения и вселить в ребенка уверенность, что он обязательно добьётся успеха.

Используемая литература:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. — Москва, 2011.

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., 2004.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2002.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М., 2002.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М., 2001.

6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15