Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.11.2017 11:57 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 16.11.2017 г.

Опыт – для всех, награда – лучшим!

Автор: А.Х. Салимова
заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ № 5», г. Хасавюрт

Олимпиада – серьезное испытание для учащихся школы, важная сторона жизни, оценка качества знаний. Соревновательный подход подталкивает одаренных ребят показывать достойные успехи в изучении предметов.

Известно, что само понятие «олимпиада» связывается у нас с представлением о спорте. И учебные школьные олимпиады не являются здесь исключением — это интеллектуальные соревнования. Оказывается, можно быть чемпионом мира по географии, астрономии, английскому языку и даже технологии! Это красиво звучит, но что же дает участие в олимпиадах детям?

Перед родителями, которые задумались: нужно ли их ребенку участвовать в олимпиаде, обычно встает несколько вопросов. Давайте попробуем в них разобраться.

Существует расхожее мнение, что олимпиада — это такая тренировка мозгов, направленная на подготовку к экзамену, например, к ЕГЭ. Действительно, для того чтобы побеждать, нужно много тренироваться. Сами по себе олимпиады — это интеллектуальные соревнования, на которых детям нужно показать, во-первых, знания по предмету, а во-вторых, способность применить эти знания на практике. Здесь важным качеством считается не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления и сообразительность.

Первые школьные олимпиады появились в 1930-х годах в Ленинграде. С самого начала они были созданы для выявления детской одаренности в той или иной предметной области и стали стартом для многих известных ученых. Среди них выдающиеся российские математики Григорий Перельман и Станислав Смирнов, лауреат Нобелевской премии по физике Константин Новоселов.

Да, олимпиада — это тренировка, стремление знать больше, лучше, глубже (качественнее). Это воля к победе, закалка характера. Здесь определяется, что ближе душе ребенка, интереснее, лучше получается, т.е. — в чем он, в конце концов, добьется большего совершенства. Эти особенности во многом и определят, в каких направлениях работая или занимаясь исследованиями, маленький человек будет наиболее успешен в будущем. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка. На практике это происходит так: в 6-8 классах ребенок может попробовать себя в олимпиадах по разным предметам, а в старших — участие уже определяется формирующимся интересом, допустим, к физике или биологии.

Активно изучая учебный предмет, детям приходится интересоваться тем объемом знаний, который лежит за пределами школьной программы. Это занятие существенно расширяет их кругозор и позволяет получить в итоге основательные базовые знания по предмету.

Такой объем знаний… – можете сказать вы, – а не станет ли он просто обременительным багажом, который и в жизни-то негде применить? Вряд ли, ведь для решения олимпиадных заданий важным оказывается не только собственно эрудиция (проверка глубины и качества знаний), но и умение применить эти знания на практике.

Давайте вместе немного поиграем в олимпиаду: это полезно и интересно! На олимпиадах дети решают, как полученный объем знаний можно применить в жизни. Самое главное, что научный поиск, которым занимаются дети, – существует, но он направлен не на какие-то сверхновые прорывные открытия, а на «открытие» учебного, уже известного материала. Ведь доказательство самой простой теоремы можно и зазубрить... и забыть через какое-то время. Вот если самому превратиться в Пифагора и открыть это доказательство заново? Согласитесь, совсем другое дело! Вот и получается, что на олимпиадах дети осваивают именно эту методику научного поиска, учатся, как делать открытия.

Несмотря на то, что олимпиады по разным предметам сильно отличаются друг от друга, все они включают теоретический и практический тур. Теоретический, явно отличается от ЕГЭ: в его задачах предлагается выбрать ответ из предложенных вариантов, но задание построено таким образом, что ребенок сразу анализирует и понимает, почему один из вариантов не годится. Так, в тестах теоретического тура могут быть предложены «правильные» и «неправильные» ответы, для решения которых нужно понимать их отличительные признаки.

По многим олимпиадным предметам предусмотрен практический (экспериментальный) тур (например, по физике и химии), и даже исследовательские работы (по биологии), где ребята учатся обозначать проблему, исследуют ее, обобщают и делают выводы.

Наверное, учащиеся хотя бы один раз мечтали стать олимпийским чемпионом... Олимпиад очень много. Их проводят разные организации, они имеют разный уровень сложности и качества. Среди них можно выделить наиболее крупные, в которых участвуют дети, начиная с 7-8 класса. Это всероссийские и РСОШевские (проводятся союзом ректоров вузов) олимпиады, которые дают школьникам дополнительные преимущества при поступлении в вузы.

Наиболее значимые и популярные – это всероссийские олимпиады. Они проводятся в 4 этапа, каждый из которых служит отборочным для участия в более высоком уровне.

Кто может стать «олимпиадником»? Сначала нужно оговориться, что олимпиады проводятся не только для обычных школьников, но есть специально разработанные олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальный (городской, районный) этап олимпиады проводится для учащихся 7, 8, 9, 10 и 11 классов, но принимать в нем участие могут ребята и младшего возраста, при условии, что они, предположим, в 6 классе выполняют задания 7-го.

Олимпиада – это интеллектуальный спорт. Как и в любом виде спорта, чтобы достичь результатов, победить, нужно тренироваться. Каким образом? Для этого существуют не только дополнительная литература, книги, но и специальные кружки, где учатся применять приобретенные знания в решении практических задач, и тренировочные сборы в детских оздоровительных лагерях: в них ребята развивают и углубляют свои знания, учатся мыслить и искать решения.

Большая база знаний по предмету и льготы при поступлении в вуз – результат этой серьезной и интересной работы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9