12+

Газета «Учитель Дагестана»

Главная / Статьи / Старейший центр дополнительного образования
01.11.2017 09:18
  • 489
  • 1

Старейший центр дополнительного образования

На вопросы корреспондента газеты «Учитель Дагестана» отвечает генеральный директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы "Воробьевы горы" (Московский дворец пионеров) Ирина Валентиновна Сивцова.

– Ирина Валентиновна, Московский дворец пионеров – один из старейших государственных центров дополнительного образования в нашей стране. Какие современные практики реализуются во Дворце сегодня?

– Да, действительно, в прошедшем учебном году мы отмечали 80-летие Дворца пионеров. Сегодня Дворец пионеров входит в крупнейший образовательный комплекс Москвы, где только в системе дополнительного образования занимаются более 32 000 обучающихся.

Во время недавнего визита во Дворец Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что по качеству современное дополнительное образование должно меняться и отвечать не только запросам самих детей и их родителей, но и потребностям государства, приоритетам его развития. В качестве таких приоритетов в государственных документах отмечается техническое и естественнонаучное образование, развитию которых мы придаем особое значение, наряду с поддержкой развития традиционных практик в области искусства и спорта, – известных в Москве и за ее пределами ансамблями и спортивными школами.

– Что это за практики?

– Поддерживая традиционные практики, (авиа- и судомоделирование, железнодорожное конструирование, ботаника и зоология), мы развиваем и современные по содержанию и технологиям практики: программирование, прототипирование, робототехнику, аэрокосмическое направление.

В частности, ведутся занятия по изучению современных высокоуровневых языков программирования (Си плюс-плюс, Си шарп, Джава, Питон и др.). В лаборатории прототипирования учащиеся получают навыки проектирования и моделирования деталей и узлов, а затем воплощают их в реальность на цифровом оборудовании для изготовления прототипов. На занятиях по робототехнике ребята учатся проектировать робототехнические системы, разрабатывать электронику для систем управления мобильными роботами, писать управляющие программы, изготавливать роботов, используя технологии цифрового производства (станки лазерной резки, 3D-принтеры).

– Какие ресурсы необходимы для реализации современных программ? Это какое-то дорогостоящее специальное оборудование? Профессиональные кадры, прошедшие профессиональную подготовку?

– Безусловно, для реализации приоритетных направлений развития образования, таких как техническое и естественнонаучное, необходим комплекс современной материально-технической базы и профессиональных кадров, педагогов-специалистов технического и естественнонаучного профиля.

Сегодня основной площадкой для реализации дополнительных программ технической направленности является Технопарк Дворца пионеров. Он оснащён таким оборудованием цифрового производства, как станок лазерной резки, станок с ЧПУ, 3D-принтеры. Занятия с использованием такого оборудования вызывают у ребят неподдельный интерес и желание продолжать обучение в выбранном направлении.

Наши педагоги постоянно совершенствуются в профессиональном мастерстве, проходя обучение на курсах повышения квалификации, участвуя в конкурсах.

Кстати, мы и сами сейчас реализуем программы профессиональной переподготовки для педагогов дополнительного образования в сфере технического творчества.

Более 30% кадрового состава – это студенты старших курсов ведущих профильных технических вузов Москвы.

– Ирина Валентиновна, как устроена система таких программ? Это программы только для старшеклассников?

– Обучение по программам технической направленности можно начать с 6-7 лет. У нас реализуется линейка ознакомительных программ для начинающих: «Первые шаги в электронике. Альтернативная энергия+», «Первые шаги в электронике. Схемотехника». Затем идёт линейка программ базового уровня для детей постарше: «Мой первый управляемый робот», «Управляемые мобильные роботы», «Основы цифровой электроники», «Прикладная мехатроника и интерфейсы управления» и др. Для самых увлечённых реализуются программы углублённого уровня: «Технологии цифрового производства», «Инженерно-техническое 3D-моделирование».

– Пользуются ли такие кружки особой популярностью? Как записаться на эти кружки? Есть ли конкурс и отбор на эти программы?

– В ходе визита Дмитрий Анатольевич Медведев отметил большое количество учащихся в группах по авиа-, судо-, железнодорожному моделированию, особенной популярностью пользуются кружки по программированию и робототехнике. Запись в учебные группы по всем направлениям проводится через портал госуслуг г. Москвы (pgu.mos.ru). Конкурс на обучение не проводится, принимаются все желающие по количеству мест в группах. Преимуществом пользуются дети (на программы базового и углублённого уровня), ранее прошедшие обучение по ознакомительным программам.

– В связи с чем происходят, по Вашему мнению, такие изменения?

– Происходят изменения в технике, технологиях, науке, технологическом укладе, возрастает внимание к технологическому развитию страны. Меняется отношение в обществе к дополнительному образованию, в целом. Происходит ориентация на получение практических навыков, подготовку к дальнейшему профессиональному треку, жизни и труду. Именно поэтому методической темой нашего текущего учебного года стала – «От школы знаний к школе жизни». Особое значение приобретает ранняя профориентация, возможности предпрофессионального образования, выстроить свой профессиональный план, подтвердить свои знания, навыки и компетенции. Сейчас для московских школьников также представлена возможность получить рабочую профессию наряду с получением дополнительного образования благодаря интеграции с программами профессионального обучения.

– Какие достижения ребят по таким программам Вы могли бы отметить в последнее время?

– Среди наиболее значимых достижений можно отметить такие:

- 2 бронзовые награды на 13-й Международной выставке юных изобретателей в Японии завоевали два учащихся Центра технического образования;

- в рейтинговом Чемпионате «JuniorSkills Москва-2017» 8 учащихся стали финалистами, в номинации «Фрезерные станки» команда ГБПОУ «Воробьевы горы» заняла 1 место, а в номинации «Интернет вещей» ещё одна наша команда заняла 2 место.

Общее количество призеров и победителей в прошедшем учебном году около 47% от общего количества участников. Плюс ко всему наши учащиеся, которые были заявлены к участию, успешно сдали демонстрационный экзамен по мобильной робототехнике, прототипированию, мультимедийной журналистике.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее про демонстрационный экзамен.

– В прошедшем учебном году по инициативе профессионального сообщества, поддержанной Департаментом образования города Москвы, впервые в дополнительном образовании был реализован очень наглядный инструмент оценки качества освоения дополнительных общеразвивающих программ – демонстрационный экзамен. Экзамен проводился для обучающихся, завершающих обучение по дополнительным программам углублённого уровня, и стал площадкой для демонстрации всех тех умений и навыков, знаний и компетенций, которые ребята смогли получить за время обучения. Участие в экзамене – дело добровольное. Демонстрационный экзамен проводился по направлениям «Мобильная робототехника», «Прототипирование» и «Мультимедийная журналистика», куратором и идейным вдохновителем которых был наш комплекс «Воробьёвы горы». Кроме того, «Воробьёвы горы» выступали и в качестве оператора демонстрационного экзамена и с участием экспертного сообщества вузов, колледжей, Московского центра качества образования разработали процедуру проведения и экзаменационные задания. Ребята, участники экзамена, должны были продемонстрировать те образовательные результаты, которые они получили в дополнительном образовании. Важно отметить, что это не соревнование, не конкурс и не выставка достижений – это персональная демонстрация своего результата. Ребята демонстрировали не только свои профессиональные умения, но и стиль работы, командные умения и навыки, способность принимать решения и справляться с трудными ситуациями. В экзаменационную комиссию вошли представители городских организаций и ведущих технических вузов Москвы. Хочется отметить, что 62% успешно сдавших экзамен по этим направлениям – учащиеся ГБПОУ «Воробьёвы горы». Всего же на площадках 14-и образовательных организаций Москвы демонстрационный экзамен проводился по 5-и направлениям («Музейное дело» и «Военное дело»), а общее количество успешно прошедших экзаменационные испытания – 280 человек.

Беседовала К. Алибекова

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх