Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

14.10.2017 14:59 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 12.10.2017 г.

И снова о сельской школе...

Автор: А.К. Магомедов
педагог-психолог МБОУ СОШ № 43, с. Богатыревка

Вот уже который год система образования находится в состоянии модернизации, а конкретности, результативности принимаемых мер, программ и проектов, на мой взгляд, всё ещё нет и нет, буксует и  лихорадит на федеральном и региональном уровнях. Да, приняты концепции развития образования, законодательные  акты, всякого рода постановления Правительства, положения и рекомендательные письма  МОРФ и РД, но... где результаты и прогрессивные продвижения вперёд, хотя бы на уровне  80-х годов 20 века?!

Особо хочется отметить отсутствие целенаправленной, перспективной региональной программы развития сельской школы с учётом аграрной направленности нашей республики. Почему наши руководители всех уровней не задумываются над проблемой миграции сельского населения в города республики, а ведь сёла постепенно опустошаются, идёт резкое уменьшение количества учащихся в сельских школах. Как удержать сельскую молодёжь в горах? Нужно создавать условия трудоустройства для возвращения молодых специалистов в родные места и возродить традиционные отрасли хозяйства в селе.
Большую надежду сельские школы возлагали на реализацию задач концепций перехода старших классов на профильное обучение с учётом потребностей сегодняшнего дня – рыночной экономики. Однако, для учащихся, педагогов и родителей эта надежда остаётся всё ещё мечтой, так как для реализации этих надежд не созданы элементарные условия, даже в тех сельских школах, которые находятся в 20-50 км. от столицы республики.
Педагогические коллективы, работающие в сельских школах городского округа г. Махачкалы, давно поняли, скорее всего почувствовали, что современное образование требует перемен...
Как можно возлагать на руководителя школы проблемы сельской школы по обеспечению учебного процесса без элементарных материальных возможностей?! "Найдите себе спонсоров", – твердят везде. Как найти в селе спонсоров?!
У школ, расположенных в сельской местности и находящихся в подчинении ГУО г. Махачкалы, возникает масса вопросов, в решении которых мало что зависит от дирекции школы.
Например, вопросы такого характера.
• Как организовать текущий ремонт в школе без средств выделения в централизованном порядке?
• Как обеспечить школу средствами пожаробезопасности, которые требуют инспектора надзора и работники МЧС, если на это нет денег?
• Где взять средства для обеспечения нормальных нормативов по технике безопасности, санэпидстанции, на ремонт и замены электропроводки и другого оборудования?
• Как выйти из положения дирекции школы в вопросе завершения строительства спортивного зала без средств, где отсутствует актовый зал, помещения для внеклассной и внешкольной кружковой работы. Как построить хотя бы четыре классных помещения, чтобы перейти в одну смену?
• Как обеспечить качество знаний учащихся в школе, где нет реальной кабинетной системы, где нет полагаемых по нормам оборудованных учебных кабинетов с необходимым учебно-наглядным материалом, интерактивными досками и компьютеризацией, хотя и была принята специальная программа «Концепция компьютеризации сельских школ».
Немаловажное значение для сельской школы имеет квалификация педагогического коллектива, усовершенствование методов и форм преподавания учебных дисциплин. Чаще всего сельская школа остаётся придатком к городскому управлению образования.
Сельская школа ждёт от методистов городского управления образования не только исполнения надзорных функций, а по-настоящему методической помощи на основании посещённых уроков, изученных документаций, работы методических советов и анализа работы заместителей директора школы, методического багажа специалиста, выявленных причин и недоработок в процессе посещения школы.
Учитывая особенность профориентационной работы среди сельских детей, было бы желательно организовать на свободной территории школьного приусадебного участка тепличные или парниковые хозяйства, где можно было бы получать круглый год свежие овощи для школьных столовых.
При этом, учащиеся получили бы навыки труда и дополнительные возможности для изучения биологии, у них формировались бы экологические взгляды. Но для этого необходимы первоначальные средства со стороны государства или спонсорские вложения.
Говоря о подготовке педагогических кадров, хотелось бы пожелать, чтобы вышестоящие органы управления образования разных уровней обратили особое внимание на подготовку в вузах специалистов для школ. Каждый год в школы идут выпускники, окончившие педагогические негосударственные учебные заведения; специалисты, у которых нет достаточного теоретического, методического, педагогико-психологического уровня подготовки, нет соответствующей социальной направленности.
Сельским школам следует уделять особое внимание, учитывая тот факт, что у сельского населения растет внимание к "конкурентоспособным" духовным образовательным учебным заведениям, где созданы и создаются лучшие условия обучения, обеспечения оборудованием и техническими средствами обучения.
Хотелось также сказать несколько слов о тех различных "важных" мероприятиях, которые проводятся в ущерб учебному процессу. Эти бесконечные "мероприятия" охватывают большое количество учащихся, при этом страдает учебный процесс: частые переносы занятий, корректировка расписания расхолаживают ритм работы учебного заведения.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

88