Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

03.10.2017 10:14 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 29.09.2017 г.

С любовью к детям

Автор: З.К. Курбанова
заведующая филиалом ЧПОУ "Медицинский колледж им. Башларова", г. Избербаш

Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Можно сказать, что вся педагогическая система до сих пор существует только благодаря бескорыстной любви лучших учителей, принимающих свою профессию как призвание.

Процесс образования и воспитания тесно взаимосвязаны друг с другом, и вопрос о том, что из них актуальнее и востребованнее, не приемлим: истинный педагог вместе с образованием дает ребенку частичку себя, свои моральные и нравственные принципы. От того, насколько тесна будет эта связь, зависит благополучие ребенка в школе, его эмоциональное состояние, а передача творческого и интеллектуального наследия напрямую связаны с воспитанием. Ведь любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно – эти качества, которые мы должны прививать детям с ранних лет. Не зря говорят, что дети похожи на своих учителей. Я думаю, что педагог очень часто влияет на становление характера и определение дальнейшей судьбы своего ученика. Дети слепо копируют учителя, но это происходит лишь в том случае, если у учителя и ученика возникают с самого начала доверительные отношения, когда учитель является авторитетом и примером во всем. Настоящий учитель должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Однако, весьма важную роль играют личностные качества учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям, любовь. Да! Именно любовь! Любящий детей педагог может дать много: свои знания, свою любовь, свои интересы. Какая она, эта любовь к ученикам? Такая таинственная, что не каждый сможет разгадать ее смысл. Помнится, мама приходила со школы и о рябятишках с такой любовью и восхищением рассказывала, что я иной раз завидовала ученикам. Ее искреннее отношение к ним, любовь, заинтересованность дальнейшей судьбой своих учеников, учебой, личной жизнью было для меня непонятным явлением. Только спустя много лет поняла это чувство – чувство любви, гордости за своих воспитанников.
...Личные представления учителей о том, какие у них обязанности, и сказываются на стиле ведения урока. У одних учителей он оптимистично-деловой, у других – пассивно-терпеливый, у третьих – истерически-взвинченный. У всех свои "плюсы" и "минусы"; допустим, одни считают, что учитель обязан заинтересовывать учеников, другие – дети обязаны слушать его, поэтому он, учитель, не должен десять раз повторять одно и то же. Третьи же в своей работе настроены учитывать, присущую некоторым детям, забывчивость, неусидчивость и невнимательность, и не видят проблемы в том, чтобы повторять снова и снова. Очень результативным, на мой взгляд, является такой метод подачи, как «кокетство». Наверное, у большинства – недоумение и выражение протеста на лице. Считаю, что это вызывает теплые и доверительные отношения между педагогом и учениками. Хотя иногда ученики не так могут использовать представленную им свободу действий. Важно найти четкую грань и вовремя почувствовать возможные побочные эффекты, чтобы использовать все свое педагогическое мастерство, чтобы даже малейшие проявления кокетства трансформировались в целеустремленный деловой стиль работы. Не всегда все так гладко в отношениях между педагогом и учащимися. Какие же должны быть отношения с учеником? Чтобы суметь наладить отношения с подростком, учителю необходимы такие «доспехи», как эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость и коммуникативная компетентность.
Порой мы сталкиваемся с тем, что педагог не может достучаться до своего ученика, принимает какие-то неправомерные действия по отношению к нему... На мой взгляд, учителю нужно найти такое задание для трудного ученика, выполняя которое, он наконец-то начнет плодотворно обучаться.
Несомненно, надо признать право ребенка на ошибку и не отказывать ему в праве эту ошибку самостоятельно обнаружить и исправить. Не стоит педагогу устраивать спектакль, где главную роль на уроке присуждает самому себе, занимаясь самолюбованием и самоутверждением. Вместо этого ему открывается возможность учиться у детей и с их помощью приобретать новые запасы сил, знаний, радости.
Мне кажется, педагог, помогающий всем и каждому из детей быть деловым, сообразительным и покладистым человеком, застрахован от позиционных притязаний. Они исчезают при установке на то, что дети в классе такие, какие они есть, и именно он, учитель, должен организовать и обеспечить для них интересную и полезную деятельность. Это говорит о нелегком учительском труде, о котором в учебниках по педагогике обычно умалчивается, а вместо них предъявляется весьма «упрощенная модель педагогического процесса». Если на занятии один только педагог видит и знает, что «верно» – «неверно», то у учеников, привыкших ориентироваться лишь на учительское мнение, начинает атрофироваться умение контролировать себя, самостоятельно мыслить. Кстати, именно из-за этого так непомерно раздувается для некоторых учеников значение "хороших" или "плохих" взаимоотношений с учителем. Повышенное же внимание к подобным проблемам может потом привести некоторых учеников в непролазную яму пожизненных позиционных разборок, амбиций, иллюзий и тотальной неудовлетворенности.
Я считаю, хорошим педагогом стать дано избранным. Одно дело, передать свои знания детям, другое – передать свой жизненный опыт, которому они будут следовать всю жизнь. Ведь настоящий педагог, любящий своих детей, должен не просто учить, но и воспитывать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36