Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

16.03.2017 10:48 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5-6 от 16.03.2017 г.

Ожившая история

Автор: Ф.К. Магомедмирзаева; А.М. Джамбулаев
зав.инстр.метод. отделом РЦДЮТК; ПДО РЦДЮТК

Участие детей в поисково-собирательской работе, изучение и описание школьных предметов, создание экспозиций, проведение экскурсий, массовое мероприятие способствует заполнению их досуга, а овладение ими различными приемами и навыками учебно-исследовательской деятельности оказывает влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Встречи с интересными людьми, носителями информации, знакомство с историческими фактами, событиями и явлениями природы помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, понять, как много сил и души вложили наши предки в историю родного края.
Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать любовь к Отечеству.

Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения курируя и оказывая помощь в организации работы школьных музеев, направляет их работу в целостном представлении истории и природы края, делает их работу доступной для всех категорий населения.
Мы используем научно-художественный подход к подаче музейного материала. Музейные экспозиции научно популярны, дифференцированы. В данном случае очень важны на местах педагоги, любящие музейное дело, знающие как популярно изложить, преподнести тематические коллекции разных периодов истории, этнографии, археологии.
При становлении музея большую роль играют экскурсии поискового и исследовательского характера. Они помогают привлечь внимание учащихся к истории культуры, искусства, традиционных промыслов, истории жизни и быта.
Большую роль в школах республики играют объединения РЦДЮТК по музейному делу, которые способствуют воспитанию уважения к культуре и традициям прошлого и настоящего, чувства патриотизма, развитию нравственно-эстетического чувства.
Содержание программ и планов представляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода при обучении учащихся, особенно – для развития их познавательного интереса.
Доступность информации и привлекательность экспозиций достигается широким применением различных развлекательно-познавательных средств – игр, инсценировок, аукционов, выездных экскурсий.
Знания, полученные в объединениях, позволяют сформировать у учащихся целостную картину мира, чувство взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека.
Музей – это способность понять и оценить жизненные явления, развивать исследовательские навыки, устойчивую нравственную позицию. Музей ориентирован на активное участие самих учащихся в процессе приобретения знаний и воспитание в них творческого мышления, эстетического вкуса.
Здесь очень важны беседы, обсуждения, экскурсии, лекции, игры, инсценировки, фотоиллюстративный материал. Рассказ учителя или экскурсовода должен сопровождаться соответствующим наглядным материалом и техническими средствами обучения.
На базе музея учащиеся должны увидеть результаты поискового и исследовательского труда, почувствовать свою причастность к большому важному делу. Через возрождение музеев мы возрождаем национальный дух, ее историю, традиции, обычаи, тем самым возрождаем душу, язык, культуру народа. Тем самым мы приходим к выводу, что в системе образования музей получил признание как эффективное средство обучения и воспитания учащихся. Они должны стать центрами патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.
В настоящее время деятельности школьных музеев в системе образование уделяется серьезное внимание. В образовательных учреждениях нашей республики создано и действует 240 школьных музеев. Во всех школах действуют музейные уголки того или иного уровня и направления. Многие из них имеют признаки музея – наличие фонда, различных экспозиций, поисковый и исследовательский материал событий, объектов, явлений. Они в последующем должны перерасти в музей, при наличии соответствующей документации и условий.
Школьные музеи – это главная и основная форма дополнительного образования, которые функционируют в результате плодотворной краеведческой и туристской работы, на базе целенаправленного исследования и поиска на местах.
Что служит отправной точкой для создания школьного музея? Изучение учащимися истории своей республики и хроник событий, сбор вещественных и документальных материалов, предметов истории, культуры, природы.
Создание музея является результатом целенаправленной поисково-собирательской и исследовательской работы учащихся. Вопрос о создании музея обсуждается среди учащихся и педагогов, решение принимается педагогическим советом образовательного учреждения.
Начинать работу по созданию музея можно при следующих условиях, когда:
- выбрана основная тема, определен профиль музея (исторический, краеведческий или др.);
- в основном завершен поиск и сбор музейных предметов – экспонатов будущей экспозиции в соответствии с профилем;
- налажен учет собранных материалов, зарегистрированных в инвентарной книге;
- изучена история события, объекта, явления;
- разработана тематическая структура экспозиции, отвечающая по содержанию и оформлению современным требованиям, составлен тематико-экспозиционный план музея;
- имеется помещение и оборудование, обеспечивающее сохранность музейных предметов и условия их показа;
- имеется актив учащихся, способный осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, экскурсионно-массовую работу музея;
- есть руководитель музея – педагог, назначенный приказом директора образовательного учреждения.
Словосочетание «школьный музей» дает представление о статусе музея, его основных функциях и месте в музейной сети. Во-первых, оно указывает на то, что музей относится к виду негосударственных музеев, во-вторых, к типу музеев, работающих на общественных началах, в-третьих, что это музей, в котором основные музейно-профессиональные функции осуществляют дети, в-четвертых, это музей, предназначенный, в первую очередь, для обучения и воспитания учащихся.
Профиль музея – специализация собрания и деятельности музея. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.
Музеи делятся на следующие основные профильные группы: исторические, краеведческие, этнографические, боевой славы, комплексно-краеведческие, литературные, художественные.
В настоящее время в республике, в системе дополнительного образования учащихся активно работает Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения, который налаживает обмен опытом работы между педагогами и проводит обсуждение проблем школьного краеведения на научно-практических конференциях, в процессе всероссийских конкурсов учебно-тематических программ и методических разработок по школьному краеведению.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях республики открыты и работают 240 музея, что является результатом целенаправленной творческой, поисково-исследовательской и собирательской работы учащихся. Музеи разные по профилям.
- Краеведческих – 80;
- Боевой Славы – 40;
- Историко-краеведческих – 96;
- Этнографических – 11;
- Комплексно-краеведческих и исторических – 13.
Созданию музея обычно способствует школьное краеведение, как одно из важных средств связи обучения и воспитания жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с пособиями, учебниками, а также путем исследовательской работы. Именно она помогает учителю формировать у подрастающего поколения преданность Родине, непримиримость к иной, чуждой идеологии и морали, готовность к труду и защите Отечества, развивает патриотические чувства.
Патриотическая работа, проводимая в школьном музее, включает единство трудового и нравственного формирования юношества. Она помогает в воспитании сильных и смелых характеров, в подготовке к самостоятельным шагам в жизни;
- работа школьного музея дает возможность учителю преподавать предмет на богатом конкретном материале, позволяет увязать закономерности развития страны с особенностями развития родного края;
- помогает более глубокому усвоению учебного материала, развитию самостоятельной познавательной деятельности и творчества учащихся, осуществлению связи школы с жизнью.
- краеведческая работа, проводимая в стенах музея, расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью страны и республики, замечательных людей настоящего и прошлого;
- имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, воспитывает у них любовь к разным регионам как к части великой страны – России.
Школьные музеи сохраняют бесчисленное количество ценнейших и часто уникальных памятников культуры, документов, военных реликвий. Самую большую ценность составляет ее общественно-полезная направленность, которая воспитывает у школьников чувство ответственности и сопричастности к общегосударственному, всенародному делу – сохранению истории своего народа, выявлению новых памятников культуры, природы родного края, раскрытию еще неизвестных страниц и фактов истории. Не менее важно участие школьников в охране природы.
Школьные музеи являются как бы завершением огромной поисковой работы, которую ведут юные туристы в походах и экскурсиях.
Музеи способствуют упорядочению поисковой и собирательской деятельности школьников, способствуют их познавательной активности.
Многие педагоги дополнительного образования РЦДЮТК на собственном опыте убедились, что занятия краеведением повышают успеваемость учащихся, значительно расширяют их кругозор, формируют определенное мироощущение и социальную активность, приучают самостоятельно анализировать информацию и делать собственные выводы.
В учреждении образования школьный музей становится формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории, природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами. Музей изучает исторические и природные процессы и явления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры, объекты природы.
Экспозиции школьных музеев Кизилюртовского района (З.-Миатлинская и Комсомольская СОШ), С.-Стальского района (Юхаристальская, Герейхановская СОШ), Кайтагского района (Маджалисская СОШ), Левашинского района (Цудахарская и Хаджалмахинская СОШ), Хунзахского района (СОШ № 1 и 2 с. Хунзах, Харахинская и Хариколинская СОШ), Бабаюртовского района (Геметюбинская, Герменчикская, Хасанайская СОШ), г. Махачкалы (гимназий № 35, 34, 11, лицея № 39,) СОШ № 9 г. Кизляра, СОШ № 1, 8, 10 г. Избербаша, СОШ № 19 г. Дербента и многие другие повествуют о том, какие испытания пришлось перенести дагестанцам – участникам Великой Отечественной войны, какие страдания и жертвы несет народам война, в том числе и террористические акты. Это своеобразный наказ молодежи – крепить мир! В экспозициях школьных музеев собраны экспонаты времен Второй мировой войны с мест сражений, на которых побывали юные краеведы и почтили память наших земляков, погибших в жестоких боях и без вести пропавших.
В музеях этих образовательных учреждений проходят конференции на военно-патриотические темы, уроки Мужества, линейки Памяти. Особенно хорошо работа поставлена в музеях СОШ № 2 г. Каспийска (Антонова Н.П.), Советской и Муцалаульской СОШ Хасавюртовского района (Абдулхамидова М. и Тажудинов Н.), Бутказмалярской СОШ Магарамкентского района, Аракульской СОШ Рутульского района, Юхаристальской СОШ С.-Стальского района, лицея с. Дылым Казбековского района (Болатханов И.А.) СОШ № 8 г. Кизилюрта (Мурадисинова З.И.), Даг.Огни СОШ № 5 (Гаджиева С.Э.) СОШ № 10 г. Хасавюрта (Мурадова Д.А.), Коркмаскалинской СОШ (Казиева Д.Х.), Камышкутанской гимназии ЦОДОУ ЗОЖ (Алиева М.А.).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27