Меню
12+

Газета «Учитель Дагестана»

01.03.2017 13:43 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 01.03.2017 г.

Х. Алиева: "Вложения в дошкольное образование всегда окупаются"

Дошкольное образование – первая ступенька в системе российского обучения. Несмотря на то, что система ДО все время находится «в движении» – она постоянно обновляется, видоизменяется и совершенствуется, есть ряд проблем, котрые требуют решения. О положении дел в современном дошкольном образовании в нашей республике мы беседуем с консультантом Управления общего образования Минобрнауки РД Хадижат Алиевой.

- Хадижат Бахмудкадиевна, почему для дальнейшего развития человека дошкольный возраст играет столь важную роль?
- В условиях современного быстро меняющегося мира организация качественного дошкольного образования является важнейшей предпосылкой для обеспечения будущего человечества. Решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком пятилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. Уже ни у кого не вызывает сомнений очевидный факт, что в первые три года жизни происходят важнейшие этапы в формировании мозга. В связи с чем педагоги должны поддержать стимуляцию мозга ребенка на протяжении раннего детства. Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребенка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь.
Качественное дошкольное образование – залог процветания и благосостояния наций. Вложенния в дошкольное образование всегда окупаются.
- Какова ситуация с воспитанием и образованием детей младшего возраста в Дагестане?
- В Республике Дагестан функционирует на сегодняшний день 797 дошкольных образовательных организаций, с охватом свыше 98 тысяч воспитанников. Для сравнения: на начало 2013 года количество детских садов составляло 697, с охватом 65615 детей.
С 2013 года в рамках реализации проекта по модернизации системы дошкольного образования введены 92 новых детских сада и порядка 31 тыс. дополнительных мест, из них 53 дошкольные организации на 7465 мест (25,4%) – в рамках соглашений о предоставлении средств из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан. Общий объем средств федерального бюджета, поступивших на указанные цели в 2013-2015 годах, составил 3 506,12 млн рублей (с учетом бюджетного кредита).
Из общего количества дополнительных мест свыше 23 тысяч введены силами республиканского и муниципального бюджетов, за счет использования альтернативных форм охвата детей дошкольным образованием, в том числе за счет расширения имеющихся площадей (14253 места), привлечения негосударственного сектора (1927 мест) и развития групп кратковременного пребывания (5332 чел.).
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в Республике Дагестан составляет 83,3 %.
В Республике Дагестан функционирует 31 лицензированных частных дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, с охватом около 3500 детей.
Высокие темпы рождаемости, присущие Республике Дагестан, а также внутренняя миграция населения из сельской местности в городскую приводят к перегруженности и нехватке образовательных организаций, особенно детских садов. В очереди на зачисление до сих пор остаются свыше 28 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом численность детей, зарегистрированных в системе электронной очереди, имеет тенденцию к приросту с учетом детей, которые достигают трех лет в течение года.
С учетом непростой социально-экономической ситуации в республике принимаемые меры не позволили достичь поставленного «майским» указом Президента РФ показателя – 100%-ного охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием.
- Какие проблемы, с Вашей точки зрения, существуют в этой сфере? Как они решаются?
- Наряду с успехами и достижениями у системы дошкольного образования республики имеется ряд проблем, которые необходимо решить в 2017 году и в последующие годы.
Несмотря на принятые меры, тенденция повышения рождаемости усилила нагрузку на систему дошкольного образования. Увеличилось количество детей в группах до максимально допустимых количеств, что не может не сказываться на качестве предоставляемых услуг, здоровье детей, увеличении нагрузки на педагогов. Проводимые в последнее время меры по оптимизации штатной численности работников (сокращение педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования) в дошкольных образовательных организациях почти во всех муниципальных образованиях усложнило задачу предоставления качественных образовательных услуг.
Развивающая предметно-игровая среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Сегодня все дошкольные образовательные организации республики имеют свой собственный официальный сайт, а некоторые из них ведут странички в различных социальных сетях. Но, к сожалению, не все из них соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством.
Не удалось достичь 100% охвата курсами повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольного образования в соответствии с ФГОС. На сегодняшний день курсы повышения прошли 98% педагогического персонала.
Укажу муниципалитеты с недопустимо низкими показателями: Дахадаевский, Рутульский, Новолакский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский, Гунибский, Гумбетовский, Табасаранский, Тляратинский, Агульский.
- Что хотелось бы Вам изменить в системе дошкольного образования?
- В первую очередь хотелось бы создать предметно-пространственную развивающую образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Вопрос организации развивающей предметно-игровой среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально.
Сегодня такую среду удалось создать не многим дошкольным образовательным организациям. Среди них дошкольные образовательные организации, которые принимают участие в лонгитюдных исследованиях:
- частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка олимпийцев», г. Кизилюрт;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 34», г. Махачкала;
- муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Сказка», с. Дылым Казбековского района;
- муниципальное казённое общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, прогимназия «Ивушка», г. Хасавюрт;
- муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 11 «Колокольчик», г. Кизилюрт;
- муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Гусельки», г. Каспийск;
- муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Фиалка», с. Уллубийаул Карабудахкентского района.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
- На Ваш взгляд, по каким критериям нужно выбирать детский сад?
- У родителей нет широкого выбора дошкольных образовательных организаций, им приходится приводить детей в те дошкольные организации, куда попадают по электронной очереди.
- Многие мамы, например, считают, что частные детские сады лучше. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- По оснащённости они намного лучше, но по ценовой доступности не много родителей могут позволить частные сады.
- Хадижат Бахмудкадиевна, что бы Вы могли пожелать родителям?
- Родителям надо объяснять, что детство – самоценный период, а задача родителей – создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

347